• Версия для печати
  •               Просмотров 820 Добавить в избраное

Уголок "Фитофантазия"

Можно ли прочувствовать душу места, если само место давно стало другим? Можно ли уловить нити творчества, если сад стал полотном для разных подходов и приемов оформления?

 

"Фитофантазия" - укрытый от городской суеты сад в центре города - курорта Сочи. Несмотря на различные притязания на это место, сад сохранился, застройка вплотную подступила к нему, но не поглотила. В какой-то момент обрушились стены, укрывающее сад. Давно пришла в негодность теплица-оранжерея. После смерти его автора Сергея Ильича Венчагова, зеленый пышный каркас сада был разобран и вынесен. Сегодня несменными жителями и характерными для сада растениями остались большие агавы. Частично сохранилась интересная каменная кладка, стенки из черного сланника, лианы и прекрасные белые кашпо, ажурные композиции из лозы рук Светланы Ильиничны Сергиенко.

 

Сохранилась и планировка сада, для садов сочинского стиля озеленения исходное место было отправной точкой творчества, его особенности сохранялись и удачно вписывались в создаваемое пространство.

 

Немного отступив от сада, хочется заметить, что уникальность сочинской природы - это многообразие самой природы. В период с 19 века естественные виды пополнялись экзотическими видами в частных коллекциях, так, в городе поселились пальмы, не характерные для естественного флористического состава. Многообразие природы Кавказа создавало ощущение исключительности места. По сей день, несмотря на то, что природный каркас обеднел, природная эстетика субтропического региона оказывает сильной воздействие на гостей города. Круглогодичная зелень, зимнее цветение садов, цветущие, буквально райские цветы, как магнолия, вызывают чувство восхищения. Ощущение нереальности и неувядания, вечной жизни проникает в сознание человека.

 

Такая уникальность места оказывает воздействие на восприятие рукотворных садов Сочи, все кажется каким-то сказочным, чудесным.

 

 

В такой "сложной" богатой атмосфере дикой природы, присутствующей в городе, начал творить Сергей Ильич Венчагов. Стоит отметить, что город находился под влиянием сталинского апмира. Основной же задачей было создать место для человека - ухоженный эстетически разнообразный современный городской сад. Руководство города вместе с главным архитектором Вячеславом Сергеевичем Внуковым взяло курс на создание неповторимой среды города-курорта, так, как нигде.

 

За долгие годы творчества из природных материалов и уникального взгляда Сергея Ильича, были созданы уголки центра города Сочи. Решения оказались настолько сильными, что их автор был удостоен государственной премии в области архитектуры (!). Сегодня увидеть эти уголки невозможно. С 1980х годов вплоть до 1990х сады поддерживались городом, Сергей Ильич продолжал творить. Вплоть до 2000х годов сады существовали, но быстро пришел в негодность зеленый каркас. Были и другие проблемы. В 2017 году имя Сергея Ильича снова было поднято из уже ставших архивами материалов. Имя вернули городу, но вот вернуть сады в их прекрасном уникальном виде не удалось. В 2020 году началось переустройство сохранившихся садов без учета истинности стиля. Одной из удивительных черт городского сада той эпохи было высокое качество работ и удивительные природные смыслы заложенные в садах. Как-то приехавшая в Сочи делегация иностранцев была так поражена богатству и красоте городских садов, что не удержалась от комментариев - ваши городские сады настолько хороши, словно это чьи-то частные территории!

 

Но вернемся в "Фитофантазию". Сам сад не был заказом города, это, фактически, была хозяйсывтенная зона для рабочих. И здесь Сергей Ильич тоже показал богатство культуры человека - если мы создаем красивые ухоженные уголки для жителей и туристов, то сами должны работать в ухоженной среде. Творчество проникло сюда, привозили где-то оставшиеся материалы, поднимали стены, аккуратно выкладывали камень, сажали растения, которые стали подлинной зеленой архитектурой места. В стенах сада выросли ниши, здесь раскрылась словно бутон - флористика, которая так близко переплелась с садовым городских искусством Сочи. Сад стал местом выставок, встреч и последним местом работы Сергея Ильича...

 

 

Если прогуляться по саду неспешно, нырнуть в него с улицы, то оказываешься в зеленом убранстве природного интерьера. Здесь есть большой холл, есть место для встречи - большая столовая (уже переделали к 2023 году), стены-ниши для выставки флористики, если дать волю воображению, то можно увидеть, как распускаются в стволах, корягах цветы, как коряги превращаются в ожившие скульптуры, как поднимается в воздух аромат жизни, только что рожденная мысль, которая украсит этот город, сделает его еще прекраснее...Холл соединяет столовую с открытой частью тематических уголков "Фотофантазии", где-то здесь в тени был разбит сад на качелях, в центре тенистого сада жил лесной уголок на контрастах чисто по-сочински вместе росли ель и банан, дальше к свету раскрывался сухой сад, большие плиты-ступени (посмотрите, как уложены камни) ведут к вершине сада, голубые агавы на фоне темно-зеленой листвы отдают воздуху прохладу, вертикальная плита стала каменной архитектурой, декором сада, в ней застыли все сказания Кавказа. И каждый уголок был в цвету. Помните это негласное правило - создавать сад непрерывного цветения? - такой прием можно было придумать только в Сочи. У подножья мы видим сокровищницу приемов - острые камни торчат вверх, напоминая маленькие горы, такой прием еще можно увидеть в саду российско-японской дружбы, гравийные волны, тот самый прием, который стал для Сергея Ильича отправной точкой творчества, он применил его в композиции для "Бочаров ручей". И здесь все замирает, ты поднимаешься наверх и теряешься. Стена, отделяющая сад, рыхлая и частично прозрачная. Слышен шум города, старая глициния тянет стены вниз. Эту часть сада сложно понять, она была какой-то иной. Ты возвращаешься снова сниз, проходишь мимо импровизированного водоема из стеклоблоков. Идешь к холлу, и понимаешь, что уходить не хочется...Именно смыслы, заложенные в каждую деталь сада, сделали его таким значимым, культурно ценным и целостным. Сравнивая стиль с мировыми практимами, хочется отметить необыквноенную высоту и остроту приемов сочинского стиля озеленения, их сомашсштабность городу и человеку, а преемственность природных форм, заложенная в стиле, опередила время.

 

 

"Фотофантазия" сегодня отдана частой фирме на содержание, выделяются деньги, постоянно вносятся решения, появляются несозвучные и противоречащие детали, которые искажают чувство самого сада. Каждый раз сад становится снова другим. Память Сергея Ильича исчезает. Посещать это место все же стоит. Сможете ли вы разглядеть исторические черты стиля, разгадать тайны рукотворной природы - зависит от вас самих. Завершить эту историю хочется словами из книги Дмитрия Лихачева "Поэзия садов" - прямолинейность высказывания есть плохой прием в создании садов, его следует избегать, отдавая предпочтение иносказанию, сад должен располагать зрителя к размышлению.


Евгения Кузуб, ландшафтный архитектор

Фото: Михаил Щеглов

Отельное спасибо за предоставленные материалы:

Дмитрию Ивановичу Кривошапка

Наталье Вячеславовне Захаровой

Светлане Ильиничне Сергиенко

 

Проезд:

 

Краснодарский край, Сочи, микрорайон Центральный.



 

 




Смотрите также

Robert Hock Garten

Саду Роберта Хёка (Robert Hock), расположенному высоко в австрийских Альпах, к дождям и летней прохладе не привыкать. Может, поэтому здесь так хорошо чувствуют себя водосбо ... 


Комментарии