• Версия для печати
  •               Просмотров 3372 Добавить в избраное

Елена Евграфова: "Мы не запрещаем “дышать на шедевры""

Елена Евграфова: "Мы не запрещаем “дышать на шедевры""
12.08.2022

С 19 по 28 августа пройдет IIV Фестиваль исторических садов в «Царицыне».

 


 

Фестиваль исторических садов — одна из «визитных карточек» музея-заповедника «Царицыно». Десять дней ландшафтные дизайнеры представляют свои фантазии на тему садов, созданных в разные времена и эпохи. Территория Воздушных садов по соседству с Царицынскими оранжереями на это время превращается в музей под открытым небом. В 2022 году фестиваль пройдет уже в пятый раз. О том, как фестиваль этот был придуман, какой путь он прошел за первую пятилетку, о всей сложной внутренней работе, которую не видят посетители, мы поговорили с Еленой Евграфовой, заведующим сектора ландшафтной архитектуры отдела особо охраняемой природной территории, или просто — хранителем Царицынского парка.

 

— Как появилась сама идея Фестиваля исторических садов?

 

— Все начало давно и не в Москве. Свой первый ландшафтный фестиваль я провела в 2008 году в Русском музее в Санкт-Петербурге. За год до этого закончилась реставрация Михайловского сада, который вплотную примыкает к музею — ему, наконец, вернули исторические черты, он перестал быть просто городским сквером. Чтобы обратить на это внимание, мы с моими коллегами придумали фестиваль, который бы не только рассказывал о Михайловском саде, но и знакомил с базовыми принципами садово-паркового искусства.

 

— Выходит, вы стояли у истоков ландшафтных фестивалей в России? 

 

— Вообще сам формат ландшафтного фестиваля, конечно же, придумали намного раньше. Садовые выставки в России проходило еще в XIX веке и позднее, в советское время, но в современной России на тот момент такого не было. Садово-парковые мероприятия тогда ассоциировались прежде всего со знаменитым Chelsea Flower Show в Лондоне. Так получилось, что я там смогла побывать — съездила туда специально, чтобы понять, как это все устроено. В результате, мы взяли за основу именно британский опыт и придумали, как адаптировать его для музейного пространства. Так появился фестиваль «Императорские сады России». Его дебют состоялся в 2008 году и был приурочен к 110-летию Русского музея. Тут очень важно понимать, что далеко не каждый музей может позволить себе проведение ландшафтного фестиваля. Это возможно только при наличии своей территории, статус которой позволяет проводить такое мероприятие. К счастью, «Царицыно» может похвастаться не только прекрасной архитектурой, но и уникальным историческим ландшафтным парком площадью более 400 гектаров.

 

— Вы упомянули музейную адаптацию ландшафтного фестиваля. Почему без нее нельзя обойтись?

 

— Во-первых, музейные выставки чаще всего проводятся в интерьерах. Ландшафтный фестиваль как бы переносит музейную жизнь в парк. Во-вторых, приходится работать с живыми экспонатами. Растения не статичны, они подвержены влиянию времени и нуждаются в постоянном уходе — поливе, подкормке, — многое зависит от погодных условий, монтажа и характера экспонирования. В-третьих, посетители садовой выставки зачастую пытаются трогать живые экспонаты, взаимодействовать с ними. Мы, конечно, не запрещаем «дышать на шедевры», но трогать растения, значит, тревожить их. И очень важно организовать всё так, чтобы люди не причиняли растениям вреда.

 

— Как и с чего начался Фестиваль исторических садов в «Царицыне»?

 

— Его дебют состоялся в 2018 году. Команда «Царицына» удачно подхватила идею «Императорских садов России» и с невероятным размахом провела свой первый фестиваль. Это позволило дать старт ежегодному музейному проекту. Сегодня «Царицыно» — это единственный музей, который организует ландшафтные выставки на своей территории. В отличие от многочисленных московских садовых выставок у царицынского фестиваля ставка сделана на историю мирового садово-паркового искусства в целом.

 

— Каждый год у фестиваля своя тема. Кто их придумывает?

 

— Иногда тема будущего фестиваля рождается после окончания предыдущего, иногда диктуется знаковыми культурными событиями. Мы с командой обычно предлагаем несколько вариантов формулировок. Их обсуждают на совещании у директора — финальное решение принимается всегда коллегиально. Тему фестиваля мы объявляем за полгода до открытия — это необходимо для организационно-подготовительного цикла. И это, пожалуй, один из важнейших моментов: начинаются согласования проекта в различных департаментах города Москвы — культуры, культурного наследия и природопользования. Главное, все учесть. Место проведения, расположение и схемы садов, культурную программу. Как большое бюджетное учреждение культуры, мы работаем внутри сложной системы закупок работ и услуг, и организация фестиваля, вернее, управление всеми процессами «на земле», также становится предметом закупки. На этом этапе составляется техническое задание, на основе которого потом работает подрядная организация.

 

— Каждый ландшафтный архитектор может стать участником Фестиваля исторических садов в «Царицыне»?

 

— В теории — каждый. На практике — нужно иметь хотя бы минимальный опыт, репутацию. Так или иначе, но участники фестиваля — члены сообщества активно практикующих архитекторов и дизайнеров. Со своей стороны музей предлагает тему, согласуем время, место и план экспозиции и организует культурную программу фестиваля. А дизайнеры готовят эскизы садов. Когда эскизы утверждены, участники получают участки земли и посадочный материал для реализации идей. Общую площадь фестиваля мы разбиваем на большие и малые сады. Большой сад — это 100 квадратных метров, малый — 20. В этом году у нас будет пять больших и пять малых садов. Причем малые сады будут спроектированы как фотозоны — в них можно будет зайти и сделать «атмосферную» фотографию.

 

— Самый популярный вопрос: почему фестиваль в «Царицыне» длится не все лето, а только две недели?

 

— Потому что красота требует огромных затрат — физических и финансовых. Для растений «работа» на фестивале — сложное дело. Одни начинают чувствовать себя хуже, другие могут вообще погибнуть. Мы, как организаторы, должны ежедневно поддерживать сады в привлекательном, цветущем виде. При продлении срока проведения фестиваля его бюджет вырастет в разы.

 

— Что происходит с экспонатами после окончания фестиваля?

 

Большинство растений возвращаются в питомники. При всём желании мы не можем оставить их у себя: посадить новое растение на территории заповедника, пусть и находящегося в черте города, можно только по предварительно согласованному проекту, а это долгая бюрократическая процедура с участием нескольких департаментов. К тому же одно дело — содержать экзотические растения временно, а другое — ухаживать за ними постоянно. Иногда в виде исключения мы все-таки можем принять растения в дар. Например, в прошлом году по окончании фестиваля нам подарили гортензии метельчатые. Мы посадили их в садике с сиренью и спиреями за Виноградной оранжереей.

 

 — Привлекаете ли вы для «работы» на фестивале растения из Царицынских оранжерей?

 

— Да, конечно! Наши оранжереи — это же сокровищницы! Олеандры, пальмы, лавры — все те растения, которым не противопоказано «прогулки» — на фестивале «работают». Мы украшаем ими площадку, сцену, формируем зеленую зону у фудкорта, оформляем сувенирные павильоны. Гости фестиваля очень любят фотографироваться в таких «интерьерах».

За организацией и проведением фестиваля стоит огромный труд большого количества человек, но результат стоит того. По статистике, за пять лет Фестиваль исторических садов посетили около миллиона человек. Музей-заповедник «Царицыно» благодарит всех, кто принимал участие в его организации, всех участников и авторов замечательных проектов, которые стали частью истории Царицына, всех партнеров и друзей, благодаря которым этот проект состоялся и, надеемся, будет проходить и впредь.

 




Смотрите также

Елизавета Фокина. Интервью накануне открытия IV Фестиваля исторических садов 02 сентября 2021 года

С 4 по 12 сентября пройде IV Фестиваль исторических садов в «Царицыне». На вопросы Gardener.ru ответила генеральный директор музея-заповедника Елизавета Фокина. ...