• Версия для печати
  •               Просмотров 7931 Добавить в избраное

Найджел Даннетт: Природные посадки, биоразнообразие и экодизайн в большом городе

Найджел Даннетт: Природные посадки, биоразнообразие и экодизайн в большом городе
10.04.2019

Недавно, по приглашению оргкомитета фестиваля "Сады и Люди", Москву посетил Найджел Даннетт (Nigel Dunnett) – профессор Университета Шеффилда, эколог, ботаник, дизайнер, автор многочисленных книг, основатель инновационного метода в создании луговых растительных сообществ в городских условиях. Его работа направлена во многом на решение вопросов интеграции экологии и садоводства, с целью создания динамичных, разнообразных и адаптированные к условиям среды ландшафтов.

 

Выставочные сады Найджела Даннетта неоднократно отмечались престижными медалями на таких крупнейших садовых шоу, как Chelsea Flower Show и Hampton Court Palace Flower Show. Среди наиболее впечатляющих проектов Наджела Даннетта – Olimpic Park в Лондоне, Diamond Garden в Букингемском дворце, Сады Трентем (Trentham Gardens) и Сады Барбикан (The Barbican Beech Gardens и Barbican High Walk).

По мнению Найджела, основной задачей современного ландшафтного архитектора, урбаниста, дизайнера является вовлечение человека-зрителя в созданное им пространство, максимальное приближение его к природе. Именно такая городской среда, где есть место устойчивым ландшафтам, дающим сильные эмоции, должна стать повседневным пейзажем. Разработанный им метод можно, без преувеличения, назвать новым шагом в области стратегической экологии и натуралистического, природного подхода к созданию общественных городских пространств.

 

Мы встретились с Найджелом Даннетом на семинаре, который он проводил в Москве для российских ландшафтных дизайнеров и попросили ответить на некоторые вопросы, касающиеся его исследовательской работы, творчества и перспектив дальнейшего развития экологического садоводства. Для более глубокого погружения в тему и объяснения некоторых, затрагиваемых в интервью вопросов, мы также приведем выдержки из нескольких публикаций Найджела, а также книги "The Dynamic Landscape: Design, Ecology and Management of Naturalistic Urban Planting", которую он написал в соавторстве с такими известными специалистами по природным посадкам, как James Hitchmough, Noel Kingsbury, Wolfram Kircher и др.

Мы также выражаем благодарность Марии Рогулевой за помощь в подготовке материала для публикации.

 


 

-- Создание малоуходных, устойчивых зеленых пространств, в том числе настоящих цветущих полян и лугов на крышах, в самом центре переполненных городов - одно из основных направлений вашей деятельности.  Во многом благодаря разработанным Вами методам и Вашей образовательной деятельности, такие сады приобретают всё большую и большую популярность. Можно ли говорить о том, что такие экологичные сады - это основной садовый тренд последних десятилетий и дальше это направление будет приобретать всё большую популярность и внедряться в городах всё более активно?

 

-- Да, я уверенно могу сказать, что экологический дизайн - это тренд сегодняшнего времени. Именно города с высокой плотностью населения представляют в этом смысле наиболее сложную задачу для дизайнера. Важно отметить, что я стараюсь делать посадки в природном стиле привлекательными, вызывающим эмоции – и именно это становится трендом. Это не просто участки дикой природы, в таких местах чувствуется рука художника. К тому же, я думаю, архитекторов и художников привлекает современность этого подхода – это совсем не то привычное и традиционное садоводство, которое мы обычно привыкли видеть.

 

-- Если уж мы заговорили про тренды, то как Вы считаете, что еще станет популярно в ближайшем будущем, в каком направлении будет развиваться садоводство.

 

-- Я могу уверенно говорить про Великобританию, хотя и не только – я считаю, что экоустойчивый дизайн должен быть очень современным, популярным с точки зрения нового городского стиля жизни. Это уже не сентиментальное деревенское садоводство, это современный дизайнерский и научный урбанистический подход. Устойчивый, научно обоснованный, умный дизайн, с чистыми и понятными формами – и, подчеркну, привлекательный эстетически. И, конечно, для людей очень важно, чтобы дизайн опирался на идею, историю. Говоря о тенденциях, в Великобритании и Западной Европе так называемая "новая волна" уже превратилась в некую общеупотребимую формулу, и теперь это направление должно развиваться дальше. Я уверен, что в дизайне "новой волны" будут все больше использоваться кустарники и деревья, а не только многолетники. Набор растений станет разнообразнее.

 

В своих публикациях Найджел часто подчеркивает, что в течение нескольких последних десятилетий в Великобритании и других западных странах наблюдается заметное снижение уровня обслуживания общественных ландшафтов, основанное на понимании, что финансирование никогда не достигнет уровня девятнадцатого или даже начала двадцатого веков. В то же время, появились новые социальные и экологические движения, продуманный подход и поиск иных стилей и схем посадки, направленных на оживление общественных ландшафтов. Мнения о том, какими они должны быть, расходятся, однако все согласны с тем, что эти насаждения должны иметь относительно низкие эксплуатационные расходы, быть как можно более устойчивыми, таксономически разнообразными, демонстрировать заметные сезонные изменения и выглядеть как можно более естественно. Эти требования противоречат традиционным садоводческим принципам, которые справедливо утверждают, что затраты на обслуживание, как правило, пропорциональны сложности посадки.

 

Какая же польза от использования декоративной растительности в городских районах? Если отбросить чисто функциональные роли пространственного разделения и эстетической привлекательности, городские ландшафтные насаждения имеют особую важность для поддержания здоровья городской среды и тех, кто живет в ней. Поскольку в городах мы можем повсеместно наблюдать тенденцию к более высокой плотности застройки, зеленые зоны хорошего качества играют исключительную рекреационную, социальную и экологическую роль. Появляется все больше свидетельств того, что качество окружающей среды является одним из факторов, который оказывает непосредственное влияние на здоровье и благосостояние людей в городских районах.

 

Реальная проблема заключается в том, как этого добиться на практике. И, в частности, как мы можем поддерживать качество насаждений там, где они уже существуют, и, как мы можем вернуть городские насаждений в те районы, где они были утрачены или, возможно, никогда не существовали вообще.

 

Интересно, что в Германии, Нидерландах и Северной Америке идеи естественного экологического озеленения были хорошо обоснованы уже к концу девятнадцатого века, и в двадцатом веке эти идеи активно пропагандировали ландшафтные архитекторы, на которых сильное влияние оказывали как эстетические, так и экологические и культурные условия. Традиции искусства и дизайна были призваны сочетать естественные, природные посадки с красивым внешним видом, и, таким образом, больше городских жителей стало относиться к этому с пониманием.

 

Одним из главных направлений в создании естественных насаждений является творческое следование ландшафтному стилю и истории места. Однако, здесь нет жестких и четких рамок, потому что часто невозможно точно знать, какие посадки изначально находились на выбранной территории. Городские участки, в целом, сильно отличаются от того, что было на этих территориях в прошлом.

По сути, творческий путь восстановления и сохранения природной составляющей в городе - это процесс, который приводит к появлению зеленого пространства, характер которого определяется сочетанием условий места и возможностей ухода.

 

В посадах используются "дикие" виды растений, которые произрастают в аналогичных экологических условиях, а также те, которые преобладают на местности. Семена или посадочный материал берутся из местных питомников, поскольку растения должны быть экологически хорошо приспособлены к месту их выращивания; они должны функционировать как растительное сообщество, а не как отдельные виды.

 

Еще одна важная составляющая - роль человека в создании растительных сообществ, которые никогда не могли бы возникнуть на выбранной территории "естественным образом", но тем не менее прекрасно приспособлены к существующим условиям выращивания. Этот антропогенный ландшафтный подход может сильно подвергаться критике теми, кто просто занимается восстановлением среды обитания растений, поскольку основан на создании новых растительных сообществ, которые никогда раньше не существовали в местной флоре.

Однако, антропогенные растительные сообщества основаны на тех же экологических принципах, что и восстановленные среды обитания растений, но включают в себя совокупность видов растений, обладающих признаками пригодности для конкретной среды.

 

Для многих людей растения, пока они не цветут, а в некоторых случаях, даже цветущие, неотличимы от сообществ сорняков! С другой стороны, интересно, насколько легко меняются некоторые эстетические предпочтения с приобретением определенного опыта и знаний.

 

Концепция экологически обоснованных насаждений, к сожалению, очень расплывчатая и открытая для широкого толкования. Городская среда, характеризующаяся измененным климатом и водными условиями, поврежденными почвами и искусственными субстратами, специализированной флорой местных и привнесенных видов означает, что традиционные экологические подходы являются здесь несостоятельными. Действительно, многие основные принципы, которые стали ассоциироваться с экологическим подходом к посадкам, можно рассматривать как противоречащие друг другу при их применении в городской среде.

 

Хотя идея о том, что все городское пространство, доступное для посадок, должно быть заполнено сообществами местных видов, привлекательна, нужно понимать, что в городском контексте это просто неосуществимо. Такая растительность просто не отвечала бы целям жителей во многих ситуациях. Поэтому необходимо заниматься ее преобразованием и формированием новых реальностей. По аналогии с мобильностью и культурной эволюцией человека как вида Homo sapiens (доминирующего вида в современном мире), неизбежно, что и эти ландшафты будут пригодны для произрастания на них спонтанных неродных видов, которые используют новые экологические ниши более эффективно, чем первоначальные коренные жители.

 

Решения, которые являются наиболее подходящими, должны основываться на понимании места в социальном, политическом и биологическом контекстах. На практике это означает, что результаты процесса принятия решений будут различаться у разных специалистов в разных странах в зависимости от местных условий и проблем. Например, в Великобритании и некоторых других европейских странах уже давно существует широко распространенная культура, связанная с выращиванием неместных видов. Кроме того, в Великобритании очень небогатая местная флора, что, в свою очередь, может быть одним из факторов, который стимулирует интерес к неместным растениям в садах. Учитывая это, легко понять, почему, например, использование неместных растений в городских посадках может оказаться целесообразным. Нужно понимать, что антропогенные растительные сообщества обусловлены не предпочтением неместных растений аборигенным, а скорее желанием иметь возможность эффективно использовать визуальные и функциональные характеристики, отсутствующие в местной флоре.

 

Таким образом, можно выделить три основных фактора, которые определяют тип посадки в любой городской местности. Во-первых, наличие ресурсов для управления, таких как бюджеты на обслуживание и уровень знаний тех, кто отвечает за обслуживание. Во-вторых, - культурный контекст, который будет определять степень общественного признания "дикой" растительности на участке. Третьим определяющим фактором является степень важности сохранения местной флоры. Этот фактор в значительной степени определяет, должно ли содержание видов быть преимущественно местным или смешанным, а также, в некоторой степени, структуру и внешний вид растительности.

 

Об успехе дизайна посадок мы сможем говорить в том случае, если будет достигнут определенный компромисс между тем, что желательно (художественное или творческое видение) и тем, что возможно (научная реальность). Конечно, различные технологии и методы позволяют сегодня раздвигать границы возможного на любом участке, но это часто влечет за собой значительные экологические издержки. Большое преимущество экологически обоснованного подхода к посадкам заключается в том, что он обладает потенциалом для полного достижения творческого замысла на относительно небольшой территории. Даже термины "экологические" или "природные" насаждения охватывают широкий спектр подходов, начиная от чисто восстановительной экологии до декоративных насаждений, которые могут выглядеть очень естественно, но не иметь сходства с какими-либо встречающимися в природе растительными сообществами.

 

Выбор растений в соответствии с их пригодностью для использования на конкретном участке снижает необходимость резких и ресурсоемких манипуляций. Растения из мест обитания, которые имеют сходные экологические требования, как правило, имеют и другие общие черты или характеристики, и эта тенденция может быть в полной мере использована при проектировании посадок. Это подразумевает создание комбинаций из растений, адаптированных к определенным условиям местности, но без учета их географического происхождения. Этот "биогеографический" подход позволяет использовать растительный материал из совершенно разных стран или, наоборот, быть акцентированным только на местных сообществах растений.

 

Но ценность научного понимания гораздо шире, чем просто грамотное составление списка подходящих растений. Применение научных принципов может определять порядок расположения растений для достижения абсолютно естественного, природного эффекта как в скорой, так и далекой перспективе. Растительные сообщества, как правило, демонстрируют закономерности в расположении и распространении различных видов как по горизонтали, так и по вертикали - это связано не только с изменением окружающей среды, но также с характеристиками самих растений и тем, как они взаимодействуют между собой.

 

Любое принятие экологически обоснованного подхода к посадкам должно полностью охватывать концепцию изменений во времени. Общепринятое мнение о том, что растительные сообщества в дикой природе относительно статичны, с небольшим изменением их состава или внешнего вида из года в год, является, конечно, неправильным. Изменения имеют основополагающее значение для процессов, которые действуют и в рукотворных растительных сообществах. Действительно, можно сказать, что каждый экологический принцип, который должен знать дизайнер, каким-то образом связан с этой динамичной природой растительных сообществ.

 

Экологически обоснованными посадками мы можем назвать такие рукотворные сообщества растений, которые будут сохранять свою целостность в течение последующих поколений с минимальными затратами ресурсов.

 

Удачное сочетание различных видов растений является одной из основных функций дизайна и управления ландшафтом. В традиционном садоводстве при создании посадок основываются на эстетических и функциональных соображениях: насколько различные виды растений будут эффектно выглядеть вместе или как они будут выполняют конкретные задачи. Биологические вопросы, относящиеся к тому, как растения взаимодействуют друг с другом и окружающей их средой как сообществом, практически не рассматриваются. Это происходит главным образом потому, что среда для посадки, как правило, модифицируется в соответствии с требованиями растений, - путем изменения и импорта почв, удобрений или ирригации, посредством обрезки или других операций по техническому обслуживанию. Экологический подход к растительности должен быть радикально другим. Эстетические и функциональные соображения могут быть в равной степени применимыми, но вопросы экологической совместимости в долгосрочной динамике также являются главной задачей. Вместо того, чтобы специально размещать растения в конечных желаемых точках и впоследствии делать всё необходимое, чтобы они именно там и оставались, экологически обоснованные посадки больше похожи и управление последовательным процессом.

 

Известно, что фундаментальным принципом сохранения природы является биоразнообразие. Поскольку целый ряд сосуществующих видов может эксплуатировать больше ресурсов, чем отдельный вид, разновидовые посадки, как правило, превосходят любые отдельные виды с точки зрения общего производства биомассы. Однако, наибольшая ценность биоразнообразия заключается в том, что различные растительные сообщества считаются более устойчивыми к неблагоприятным для них условиям среды и изменениям, чем простые моновидовые системы.

 

Учитывая, что биоразнообразие - одно из основных преимуществ экологического подхода к озеленению, каковы же его реальные преимущества в контексте природных посадок?

Прежде всего, это эстетическая и визуальная составляющие. В то время, как простые насаждения с низким разнообразием растений хорошо работают в более формальных условиях, где основными требованиями являются аккуратность, порядок и предсказуемость, разнообразная видовая палитра растений незаменима в большинстве других, менее строгих случаев. Отчасти это может быть результатом богатой совокупности текстур, форм и цветов или того, что в более разнообразных смесях больше шансов добиться пролонгированной декоративности.

 

Еще одно преимущество биоразнообразия - стабильность создаваемой вами экосистемы. Это страховой полис при выпаде одного или нескольких видов растений, что обычно бывает вызвано определенными экологическими нарушениями, такими как экстремальные климатические явления или болезни.

Кроме того, одной из наиболее отличительных черт натуралистических или экологически обоснованных насаждений является их непредсказуемость. Это может быть результатом изменений в окружающей среде, результатом различий в продолжительности жизненных циклов разных видов или результатом конкуренции между соседствующими видами. Включение разнообразных функциональных групп растений в исходную смесь способствует как сменяемости видов, так и обеспечению целостности растительного сообщества.

 

Нужно отметить, что чем большее разнообразие видов растений на единице площади, тем выше и разнообразие других обитающих здесь живых организмов, - например, птиц и насекомых. Определяющим фактором тут служит не принадлежность растений к местной или чужеродной флоре, а, скорее, вертикальная или горизонтальная структура растительности - с точки зрения количества "слоев", из которых она состоит, а также близость, кучность растений в посадках.

 

Содействие разнообразию растительности в первую очередь заключается в уменьшении доминирования местных видов. Доминирующими видами являются те, которые, в отсутствие сдерживающих факторов, имеют тенденцию к уничтожению других видов путем конкуренции, что приведет в дальней перспективе к низкому разнообразию или моноспецифичности посадок.

 

Часто в тематической садовой литературе можно найти так называемые схемы или модели природных, "диких" посадок, которые для многих садоводов обладают почти мистическими свойствами. Такие люди полагают, что если растения будут высажены по этим схемам, то они автоматически получат экологически функционирующую биосистему. Это отнюдь не так. Посадки в соответствии с этими схемами приведут к "природному" виду в краткосрочной и среднесрочной перспективе, но долгосрочное поддержание таких посадок будет зависеть только от понимания основных причин комбинации и соотношения растений.

 

-- Вы неоднократно участвовали в таких крупнейших садовых шоу, как Chelsea Flower Show и Hampton Court Flower Show. Они проходят в самый разгар сезона и требуют огромных затрат времени и сил. Что дает лично Вам такое участие?

 

-- Нахожу время и ресурсы с большим трудом! Как и в других своих проектах, я в этом деле прибегаю к сотрудничеству с другими профессионалами. Я всегда работаю в команде. И именно это мне так нравится на Челси-шоу - возможность поработать с другими людьми. На садовых конкурсах формата Челси у нас работает команда из 20-30 человек: подрядчики, поставщики, рабочие, помощники. Мы учимся друг у друга. Я в этом процессе координатор, мотиватор, у меня есть общее видение, но я всегда сам многому учусь у своих коллег.

 

-- Российские дизайнеры любят ездить на Челси-шоу за вдохновением и новыми идеями. Скажите, когда мы сможем увидеть и Ваши новые работы на Челси?

 

-- Я надеюсь, в 2020 или 2021 году.

 

Говоря о Chelsea Flower Show, стоит вспомнить представленные Найджелом Даннеттом выставочные сады и их концепции, - благо, автору этих строк посчастливилось увидеть их "вживую".

 

Впервые Найджел принял участие в Chelsea Flower Show в 2009 году, представив сад "Future Nature" в кооперации с архитектором Эдрианом Халламом и ландшафтным архитектором Крисом Эрроусмитом. Этот сад содержал большое количество элементов и базировался на принципах и идеях, которые Найджел хотел бы исследовать и развивать более подробно в своих будущих садах на Челси.

"Будущая природа" была демонстрационным садом, акцентирующим внимание на темах рационального использования дождевой воды, биоразнообразия, городской природы и экологии, восстановленных материалов, адаптации к изменению климата и разнообразныю посадок для привлечения опылителей.

Главным элементом сада стала 4-метровая прямоугольная "башня", заполненная с двух сторон различными природными материалами, а с двух других покрытая живыми стенами. Башня, как и многие другие элементы сада, представляла собою "гостиницу" для насекомых и мелких беспозвоночных.

Окружающее пространство предназначалось для сбора и фильтрации дождевой воды, которая затем поступала в центральный бассейн. Деревянные балки по периметру некоторых зон с растениями представляли собою места для отдыха и наблюдения за жизнью сада. Дорожка была сделана из пластов шифера, плотно подогнанных друг к другу боком, - это позволило создать удивительно прочную поверхность, которая хорошо пропускала воду.

Микс из Armeria maritima, Salvia nemorosa и Sesleria nitida позволил добиться эффекта "живописного луга", а массивы ковыля (Stipa tenuissima) содержали вкрапления эуфорбий и и сизиринхиумов.

 

Спустя два года, в 2011 году Найджел Даннетт представил на Челси "Новый Дикий Сад" (The New Wild Garden), где снова были объединены воедино многие из основных его разработок: творческий, художественный подход к экологическому дизайну; работа с природными, драматичными и красочными посадками; сосредоточение внимания на роли садоводства и ландшафтного дизайна для решения насущных городских экологических проблем.

Эффектная садовая студия с зеленой крышей, сделанная из транспортного контейнера, располагалась в центре сада. Ее окружали волны яркой выразительной природной растительности. Лейтмотивом дизайна стала тема возобновляемости ресурсов. Дождевые воды улавливаются, отфильтровываются и используются для нужд сада, а излишки поступают по трубам в бассейны.

Ритмичную структуру придавали саду сухие каменные стены, которые возвышались над насаждениями. Стены, однако, были сложены не только из камня, но и из других природных материалов, поскольку выполняли роль домиков для насекомых. На их вершинах были высажены засухоустойчивые альпийские растения и суккуленты. Стены окружали обширные участки из растений-опылителей.

Сад был условно разделен на три зоны: открытую солнечную, водно-болотную и тенистую лесную. Каждая из этих зон имела свою собственную цветовую тематику. 

На открытом солнечном участке преобладали оранжевые и фиолетовые растение. Насаждения под открытым солнцем представляли те интенсивные и яркие цвета, которые довольно часто встречаются в созданных Найджелом луговых насаждениях или живописных лугах.  По его собственному признанию, к тому времени он уже устал видеть "природные" посадки в Челси в мягких и приглушенных тонах, поэтому использовал диапазон более сильных, ярких цветов, высадив такие растения, как гравилат (Geum ‘Princess Juliana’), лихнис (Lychnis coronaria), декоративный лук (Allium ‘Purple Sensation’) и коровяк (Verbascum phoeniceum ‘Violetta’). На другом солнечном участке преобладали розовые, лиловые и серые растения: полынь (Artemisia), армерия (Armeria), скабиоза (Scabiosa), кровохлёбка (Sanguisorba), овсяница (Festuca) и щетинник (Setaria).

Тенистую лесную зону Найджел создал с помощью многоствольных берез в окружении изогнутых скамеек. Посадки под деревьями были богато текстурированы, здесь преобладали белые и кремовые цвета, которые осветляли темный "подлесок".

В проектировании посадок в водно-болотной части сада большую помощь Найджелу оказала Сара Прайс.

 

В 2012 году Найджел Даннетт вернулся на Челси с современной экологичной интерпретацией традиционного райского сада. Blue Water Garden акцентировал внимание на ценности воды и ее рациональном использовании. Форма сада была основана на концепции райского сада, где вода высоко ценилась в сухом и жарком климате, а зеленые огороженные сады были прохладным оазисом в выжженном солнцем окружающем ландшафте.

Чтобы усилить ассоциацию с засушливым пейзажем, в центре сада был построен Трулло - традиционный дом, сооружённые методом сухой кладки, с конической крышей. Труллы распространены в центральной и южной частях итальянской области Пулия.

Сад был спроектирован в формальном геометрическом стиле, с прямыми дорожками и белыми стенами, разделяющими сад на отдельные участки, заполненные характерными растительными миксами.

Сад являлся исследовательской площадкой по управлению дождевой водой, которая стекала и собиралась в био-болотах – они-то и были основным центром экспозиции. Посадки выглядели естественно, обладали определенным драматизмом и пышностью.

 

Blue Water Roof Garden - так назывался городской сад на крыше, который Найджел Даннетт представил на Chelsea Flower Show в 2013 году. Сад представлял собою уютное место для отдыха и демонстрировал богатое биоразнообразие растений. В основу концепции сада была положена тема, обладающая сегодня большим интересом и высоким потенциалом, - создание зеленого пространства на крыше, которое позволяет выращивать деревья и кустарники, создавать луга и цветущие поляны в густонаселенных переполненных городах.

Это настоящий биоценоз, живущая полноценной жизнью крыша, привлекательная для пчел и птиц. Центральная переувлажненная зона, над которой возвышается дощатый настил, аккумулирует и очищает дождевые воды. Сад окружают живые стены, которые не требуют сложной системы полива. Охлаждающие вентиляционные отверстия, кондиционеры и другие традиционные элементы инфраструктуры крыши были трансформированы в скульптуры и арт-объекты в окружении цветущих растений.

 

-- Можете ли Вы выделить кого-то из своих коллег, может быть тех, с кем вместе участвуете на Челси или с кем приходилось работать, чьё творчество Вам близко, у кого Вы сами черпаете вдохновение?

 

-- Это, конечно, Сара Прайс, британский ландшафтный дизайнер, с которой я работал. Я чувствую родство с ее идеями, хотя наша предыстория совершенно разная: я – ученый, которому интересно работать в более художественном ключе, а она – художница, которой интересны темы экологии и природных посадок. Я уверен, что Сара еще не полностью реализовала и представила нам свой потенциал, еще не сделала свою самую выдающуюся работу. И наблюдать за ее развитием очень увлекательно.

 

-- Какие этапы взаимодействия происходят между Вами и заказчиком? От Вашего первого взгляда на участок до сдачи, если можно так сказать, объекта? Обсуждение концепции, проектирование и т.п. Часто ли Вы сами бываете на объектах, чтобы контролировать весь процесс от и до, или у вас есть надежная команда, которой вы доверяете все строительные работы?

 

-- Я полностью контролирую процесс посадок и частично конструктив – я лично не нанимаю людей, но у меня есть круг профессионалов, с которыми я сотрудничаю. Основная моя роль – в разработке проекта – видения, концепции, деталей – потом, при реализации, подключаются другие люди. Сейчас уже все заказчики хорошо знакомы с моими идеями, работами  – поэтому ко мне приходят именно за экологическими решениями и природным дизайном, я очень рад этому. Конечно, обсуждение, уточнение деталей всегда присутствует. Как я уже сказал, основные усилия я направляю на разработку концепции, потому что, на мой взгляд, продуманная концепция – это уже львиная доля успеха. Также мне очень повезло работать в Шеффилдском университете и у меня нет необходимости браться за все подряд, я имею возможность выбирать интересные для меня проекты.

 

-- Как Вы выстраиваете свои взаимоотношения с заказчиком в сложных ситуациях? Отстаиваете свою точку зрения или подстраивайтесь под требования заказчика? Были ли в вашей практике неудачные проекты?

 

-- Конечно, я иду на компромиссы, но сначала я стараюсь привести сильные аргументы, убедительно презентовать свою идею. Мне очень нравится процесс убеждения, защиты моей идеи. Это самая увлекательная часть, самая сложная работа, но она же приносит и самое большое удовлетворение. Мне, конечно, приходилось работать с некоторыми архитекторами, которые твердо ставили передо мной свои задачи. И выходить за рамки моего привычного амплуа было тоже очень интересно. Но это редкие примеры, потому что чаще всего, как я уже сказал, люди приходят ко мне, уже зная меня и хорошо представляя, что они хотят и от кого.

 

-- Мы знаем, что в садовом мире Великобритании достаточно авторитетна и велика роль профессиональных сообществ. Вы стремитесь объединяться в союзы, ассоциации...

 

-- У нас есть Landscape Institute («Ландшафтный Институт» - https://www.landscapeinstitute.org) – он отвечает за ландшафтную архитектуру, и Society of Garden Designers («Общество садовых дизайнеров» - https://www.sgd.org.uk). До последнего времени они не были особенно сильны и активны. В Великобритании сейчас существует реальная опасность исчезновения именно ландшафтной архитектуры как профессии: архитекторы говорят, что могут выполнять те же функции, что и ландшафтные архитекторы, люди, которые занимаются посадками, тоже берут на себя большие зеленые проекты. Инженеры занимаются экологическими разработками. Садовые дизайнеры делают очень интересные работы. Таким образом, позиции ландшафтной архитектуры не очень сильны сейчас. Интересно, что во многих крупных городских проектах привлекаются именно дизайнеры посадок, а не ландшафтные архитекторы, потому что людям хочется больше зелени, а не конструкций, сооружений. Это очень распространенная практика. Многие генподрядчики не нанимают ландшафтных архитекторов, потому что те не очень хорошо разбираются в растениях. Они предпочитают садовых дизайнеров, которые в растениях разбираются. Иногда, правда, известные садовые дизайнеры, например Дэн Пирсон или Энди Стерджен, нанимают ландшафтных архитекторов, чтобы те работали в рамках их концепции, но не наоборот. Но, должен отметить, что «Ландшафтный институт» в Англии сейчас меняется, они стараются объединить ландшафтных архитекторов, садовых дизайнеров, менеджеров в единую индустрию. Потому что мы все делаем одно, общее дело.

 

Материал подготовил Михаил Щеглов,

GARDENER.ru

 


       


Смотрите также

Елена Беляева: Интервью накануне фестиваля "Сады и Люди" 11 августа 2018 года

В преддверии открытия фестиваля "Сады и люди" на вопросы Gardener.ru ответила cоучредитель фестиваля, садовый дизайнер Елена Беляева. ...