• Версия для печати
  •               Просмотров 9220 Добавить в избраное

Пространственное мышление


Пространственное мышление
14 декабря 2010 года

Не бывает рек без берегов. Нет на карте стран без границ. И не найти таких полян, у которых бы не было опушек.

Все объекты своего творчества ландшафтный дизайнер делит на две категории: одни чем-то заняты, другие свободны. К первым относятся здания, сооружения и все типы парковых насаждений. Ко вторым – поляны, лужайки, луга (в ландшафтных парках) и партеры (в регулярных парках).

Научный ответ на детский вопрос

Что такое поляна? Странный вопрос: кто не знает! Все собирали в лесу землянику. Но имеется и вполне научный ответ. Поляна – это пространство,не занятое зданиями, сооружениями и насаждениями и ограниченное насаждениями. На личных участках в роли границ могут также выступать заборы и стены.

О комнатах и поворотах

Есть у полян и классификация. Они бывают простыми и сложными, или перетекающими.

Простую поляну с любой точки видно сразу, целиком. И не важно, какой она формы – круглая, овальная, вытянутая.

Сложнаяполяна таит в себе загадки. Выйдя на нее, вы можете лицезреть лишь часть поляны, остальное пространство недоступно вашему взору, оно уходит за поворот, скрывается за насаждениями.

Поляны анфиладные (рис. 1) можно сравнить с комнатами во дворцах. Это серии маленьких полянок, нанизанных на одну ось (дорожку). Классический пример таких полян – экспозиционный участок сирени селекции Колесникова на ВДНХ рядом с павильоном "Цветоводство". Идя по дороге, посетитель из белого зала попадает в фиолетовый, затем в розовый, красный и т.д.

Законы полей

Собираясь устроить в своем саду поляну (поле, луг, лужок), неплохо ознакомиться с основными правилами, которым обязаны подчиняться открытые пространства сада.

Ширина поляны должна быть не меньше ширины фасада главного дома, к которому она примыкает.

Не каждый дом имеет возможность поворачиваться, подобно избушке на курьих ножках, к лесу – задом, к посетителю – передом. А потому его парадный фасад должен быть полностью открыт восхищенным взорам. На то и фасад, чтобы им любоваться – что затруднительно делать из лесной чащи или заросшего сада.

Необходимо обращать внимание на соотношение ширины поляны и высоты зрительного барьера, ее окружающего, – будь то дом, забор или деревья и кустарники.Каким должно быть это соотношение?

Если коротко, гармоничным. Маленькая лужайка в окружении вековых елей не способствует хорошему настроению – как не способствует ему темница или темный колодец. Поскольку основная категория, с которой работает ландшафтный дизайнер, – это эмоции. Но, увы, достичь идеального соотношения высоты опушки и размеров открытого пространства в реальности очень сложно. Здесь вступают в действие более суровые и конкретные категории.

Ведь, строго говоря, для деревьев первой величины оптимальная площадь поляны – примерно 1,5 га. Для большинства садовников это неосуществимо по вполне понятным причинам. А потому на малых территориях мы имеем дело совсем с другими площадями и другим ассортиментом деревьев.

Чем заполнить пустоту?

 Поляна – открытое пространство, но отнюдь не пустое. Расположить здесь можно все, что угодно, лишь бы это "все" было относительно плоским и не создавало большого объема: цветники, кустарники, композиции из инертного материала, спортивные площадки и площадки для отдыха.

Барельеф из берез

Граница между насаждениями и открытым пространством носит название опушки.Опушки бывают простыми, барельефными и горельефными*.

Если деревья, отделяющие лес от поляны, выстроились в одну линию – перед нами опушка простая. Если отдельные деревья или группы деревьев несколько выдвинулись вперед из основного массива – опушка барельефная. Наконец, если деревья выдвинулись из общей массы как следует, на несколько метров, это опушка горельефная (рис. 2).

Впереди – лучшие

Деревья, растущие на опушке, как правило, асимметричны. Сторона, обращенная к солнцу и свободе, развита лучше; сторона, обращенная к лесу, – хуже. Но всегда и везде "опушечные" деревья выгодно отличаются от деревьев из глубины чащи. Они более сильные, более крупные, более красивые.

При создании древесного барельефа или горельефа разумно использовать самые ценные и интересные породы деревьев, отличающиеся от основного фона насаждений своим внешним видом – будь то листва, как у клена "кримсон кинг", или цветы, как у каштана. Они – украшение леса, яркий аксессуар, притягивающий внимание.

Не обижайте маленьких

 Мы произносим слово "опушка" и подразумеваем "лес". А если в вашем распоряжении нет ли леса, ни сомасштабных ему просторов, а есть лишь небольшой участок? Что же, так и коротать свой век без опушки? Ни в коем случае! Аналог опушек в ландшафтном дизайне малого сада – опушка декоративная, она же – английский пристенный сад. Какие правила нужно соблюдать при его создании?

Все основные объемообразующие насаждения прижимаются к периферии участка(то есть к забору), чтобы в центре оставить открытое пространство для человека.

Опушка должна быть многоярусной: большие растения располагаются сзади, маленькие – впереди (рис. 3). Каким бы очевидным ни казалось это правило, оно предостерегает от одной из самых распространенных ошибок начинающих садовников. Очень часто непрофессионалы высаживают в почетном первом ряду сильные большие экземпляры, заставляя "малышей" прозябать в безвестности, прижимаясь к забору. По отношению к растениям это не только неэстетично, но и, на наш взгляд, неэтично.
 

* СЛОВАРЬ

Термины барельеф (bas-relief – низкий рельеф) и горельеф (haut-relief – высокий рельеф) используются не только в обычной, но и в ландшафтной архитектуре.

 

Текст: Юрий Разумовский, Екатерина Савостьянова,

Фото: Анна Бершадская, Юрий Разумовский,

Рисунок: Ирина Размолодина

Журнал "Садовник" 

www.supersadovnik.ru




Смотрите также

Современная "Фитофантазия" - выставочный зал сочинского стиля озеленения 25 апреля 2024 года

Можно ли прочувствовать душу места, если само место давно стало другим? Можно ли уловить нити творчества, если сад стал полотном для разных подходов и приемов оформления? ... 


Комментарии