• Версия для печати
  •               Просмотров 13779 Добавить в избраное

"Колеблющиеся волокна" - японский сад Макото Сей Ватанабе

Забелина Елена Владимировна, кандидат искусствоведения, архитектор


"Колеблющиеся волокна" - японский сад Макото Сей Ватанабе
24 марта 2024 года

Японский архитектор Макото Сей Ватанабе считает, что его задача как специалиста — подчёркивать красоту природы, деликатно добавляя рукотворные объекты. Его композиция-сад "Колеблющиеся волокна" стала знаковой и воплотила в жизнь идею единства архитектуры, созданного человеком ландшафта, искусства и окружающей природы.

 

В 1995 году в горах центральной Японии, в префектуре Гифу, архитектор и его бюро построили культурно-информационный центр "Мура-но Террас". Предполагалось, что в этом здании будут проводиться концерты, фестивали и встречи для жителей села, а для приезжих будет работать информационный центр. Население деревни на момент строительства было всего 750 человек, и это была одна из самых малонаселённых деревень Японии. Несмотря на малочисленность, жители этой деревни живут полнокровной жизнью и часто устраивают фестивали, привлекающие туристов из городов.

 

Здание спроектировано таким образом, что в сторону реки выходит обширная терраса, похожая на палубу корабля. С этой палубы открывается прекрасный вид на реку и окружающий пейзаж, с углом охвата почти в 300 градусов. Здесь можно выпить кофе или заказать "Майтаке Гохан" — рис с грибами майтаке, местное фирменное блюдо.

 

Архитектор старался спроектировать само здание так, чтобы оно не заслоняло красивые виды на горы, а гармонично вписывалось в окружение.

 

Конструктивная сторона проекта была непростой: дело в том, что в этой местности зимой часто выпадает снег, и высота снежного покрова порой достигает 3-х метров, летом бывают обильные дожди.

 

Поэтому требовалось разработать кровли, максимально защищающие от непогоды как само здание, так и открытое пространство, и при этом повторяющие силуэт гор.

 

Стены и крыши воспринимаются как независимые плоскости, встречающиеся и пересекающие друг с друга. Фасад в сторону реки задуман таким образом, что его членения пропорциональны человеку, линии просты и логичны, а динамика и изменения возникают в солнечные дни за счёт игры глубоких тёмных теней и ярко освещённой светло-серой облицовочной плитки.

 

Фасад, обращённый к трассе, выполнен максимально глухим и закрытым.

 

Яркая деталь культурно-информационного центра "Мура-но Террас" — кинетический сад "Колеблющиеся волокна". Современный по сути, отражающий последние научно-технические достижения инженерной мысли Японии, этот проект основан на многовековой философии японского сада и отдает дань народной традиции любования природой.

 

Композиция "Колеблющиеся волокна" состоит из 150 тонких прутиков высотой 4 метра из углеродистого волокна, как бы вырастающих из земли. Малейшее дуновение ветра приводит их в движение — они колышутся подобно высокой траве на лугу, тихо шелестя, как листва деревьев, упруго сгибаются под струями дождя, а потом тянутся к солнцу.

 

И происходит чудо — искусственные волокна оживают под воздействием окружающей среды, и сами становятся частью природы. Ночью верхушки волокон испускают мерцающий свет, и кажется, будто 150 светлячков покачиваются на травинках — это диоды, накопив солнечную энергию в фотоэлементах за день, преобразуют ее в световую. Произведением Ватанабе можно любоваться и днем и ночью.

 

"Большинство скульптур сделаны из твёрдых материалов и не двигаются. Если же скульптура движется, то это перемещение механическое и повторяющееся. Если же воспринимать композицию "Колеблющиеся волокна" как скульптуру, то окажется, что покачивание волокон не механическое, а скорее естественное, подобное колыханию растений на ветру. И хотя каждый стебель закреплён отдельно и независимо от других стеблей, при порывах ветра получается единый порыв. Эти ритмичные колебания светящихся волокон расслабляют и завораживают людей, которые смотрят на них"*.

 

*Использованы материалы с сайта www.makoto-architect.com

 

Использованы материалы из книги:

Забелина Е.В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре. М.: Архитектура-С, 2005, 160 с.

 


  • Фото: www.makoto-architect.com
  • Фото: www.makoto-architect.com
  • Фото: www.makoto-architect.com
  • Фото: www.makoto-architect.com
  • Фото: www.makoto-architect.com




Смотрите также

Современная "Фитофантазия" - выставочный зал сочинского стиля озеленения 25 апреля 2024 года

Можно ли прочувствовать душу места, если само место давно стало другим? Можно ли уловить нити творчества, если сад стал полотном для разных подходов и приемов оформления? ... 


Комментарии