• Версия для печати
  •               Просмотров 18315 Добавить в избраное

Жиль Клеман: Методологические принципы создания и реализации проекта


Жиль Клеман: Методологические принципы создания и реализации проекта
19 ноября 2013 года

Осенью 2013 года, по приглашению Учебного Центра «Эко-образование», Москву посетил Жиль Клеман - знаменитый французский ландшафтный архитектор, прославившийся созданием огромного количества экологичных, природных садов как у себя на родине, так и далеко за ее пределами. Одна из лекций, прочитанных мэтром в рамках его двухдневного мастер-класса,  касалась методологических принципов создания и реализации проекта. Французский опыт вызвал большой интерес у российских специалистов, довольно активное обсуждение и множество вопросов. Предлагаем и вам ознакомиться с 11-ю ключевыми принципами создания сада по Жилю Клеману.

 

1. Погружение в среду

Погружение должно происходить естественным образом, без привлечения существующей объективной информации о месте. На этой, первой фазе, не так важны экономические, технические, экологические и исторические факторы. Они не теряют своей актуальности, но будут вовлечены позднее, на других фазах. Погружение - это исследование того места, которое вы пока знаете не очень хорошо, и, на базе которого вам предстоит разрабатывать свой проект.

Допустим, вы хотите посетить новую страну, и при этом вооружаетесь целым арсеналом книг, где про нее уже подробно всё написано. В этом случае, вы получите опосредованную информацию, основанную только на том, что вы смогли вычитать. Но ведь нужно, чтобы у вас появились свои собственные идеи. Для этого необходима эмоциональная встряска, личные ощущения! При этом важно избежать какого-либо влияния со стороны, будь то влияние историка, политика, экономиста или даже влияние возможностей программного обеспечения, если вы берете с собой электронные средства. Важно, чтобы эта форма представления своих ощущений была сделана вручную, без помощи технических средств, потому что, прибегая к ним, вы оказываетесь у них в плену.

На всех подпунктах стадии концептуализации мы работаем от руки. Хотя бы потому, что так быстрее, и мы не ограничены возможностями компьютерных программ, к которым мы прибегаем уже после того, как родилась и сформировалась сама концепция. Поэтому, этот первый методологический пункт предполагает максимальную свободу.

 

2. Мечта, замысел

К этому пункту вы сможете перейти только после того, как испытаете всю палитру ощущений и составите собственное представление о месте. Именно так называемая Мечта приведет вас к конкретной разработке вашего проекта. Мечта в данном случае - утопическое представление того, что могло бы быть сделано на исследованной территории. Мечтать важно, это придает идее неповторимость, а ведь именно этого ждут от вас потенциальные заказчики! Им нужны идеи, которые не пришли в голову им самим, и которые они не смогли найти в других источниках. Идеи, не являющиеся результатом каких-то исследований, а исходящие непосредственно от вас. Таким образом, вы сами себя подвергаете утопическому мышлению и уже затем переходите к представлению своих идей.

 

3. Способ представления идеи

Безусловно, слова должны быть подкреплены какими-то изображениями – они могут быть выполнены с помощью совершенно разных материалов и техник, будь то акварель, карандаш и даже фотографии, может быть не самой местности, а похожих на нее ландшафтов. Главное, чтобы в представленных изображениях была осмысленность. А для этого вы можете использовать любые возможности, - даже добавить какой-то звуковой элемент или движение, танцевальное па, которое передает ваше ощущение. Главное, чтобы форма представления идеи подкрепляла ваше описание.

 

Эти три начальных этапа работы не самые легкие, скорее напротив. Непросто прийти в какое-то место, не будучи отягощенными какими либо предрассудками или сформированными заранее идеями. Выдвинуть какой-то идеальный, пусть утопичный проект для данной территории, а также передать ваш замысел другим.

 

4. Учет различных затруднений, которые представляет собой территория

Это могут быть экологические, рельефные и разные другие условия местности. На этой стадии вы осознаете, что из предложенных вами идей действительно удастся реализовать, а что нет. Таким образом, вы переходите к необходимой модификации вашей концепции. И этот этап вашей работы тесно связан со следующим.

 

5. Техническое оформление

Речь идет о необходимых расчетах. Именно на этой стадии возникает понимание, насколько по средствам заказчику тот или иной проект. Безусловно, для него всегда всё получается «чересчур дорого» - зная это, иногда можно немного завысить затратную часть в расчетах, чтобы затем была возможность сократить... Но заказчик обязательно захочет урезать еще и еще. Вам придется либо сокращать расходы на проект, сохранив лишь его идентичность и самобытность, либо целиком урезать стоимость всего проекта, что сконцентрироваться на какой-то его части. Самое главное - ни в коем случае не отказываться от идеи полностью, потому что она – самое важное звено вашей работы.

 

6. Создание сметы

Этот пункт очень важен, хотя мне он доставляет меньше всего удовольствия. Создание сметы предполагает проведение консультаций с различными организациями, предприятиями.

 

7. Выбор реализаторов проекта

Здесь мы начинаем выбирать те организации, с которыми будем в дальнейшем сотрудничать. Мы выносим наши идеи на широкое рассмотрение, организуем тендер и приглашаем всех к участию. На этой стадии всегда возникают сложности - всё завит от некоторых политических моментов. Например, когда планировался парк Андре Ситроена в Париже, я отдал свой голос в пользу определенной компании – реализатора проекта, это было мое полное право, которым я воспользовался. Эта компания не числилась в списке самых дешевых, исходя из стоимости услуг, однако имела определенный вес. И по тем требованиям, которые нами были представлены, эта компания предлагала высокое качество услуг. Однако, власти Парижа отказали мне в сотрудничестве с этой компанией и выбрали совершенно другую, качество услуг которой оставляло желать лучшего. Я пытался защитить свою позицию, но это не помогло. В то время я был наивен и не знал, что эта посредственная компания имела определенную связь с мэрией Парижа и была у них на хорошем счету. Безусловно, подобные нюансы в работе, когда не каждое слово проектировщика воспринимается объективно, создает дополнительные трудности в работе.

 

8. Осуществление работ

Бывает, что в процессе осуществления работ, мы приходим к выводу о необходимости внесения некоторых изменений, от которых проект мог бы выглядеть лучше. И в таком случае мы должны добиться того, чтобы заказчик согласился с данными изменениями и принял их. Это тоже непросто, если только вы не находитесь… в Японии. В этой стране идеолог проекта является его непосредственным реализатором, ему не препятствуют, позволяют прийти на место, расположить элементы дизайна по собственному усмотрению. Бюрократическая система Франции предполагает для подобного действия, которое в Японии производится свободно и быстро, 3-месячный срок - нужно писать бумаги в соответствующие инстанции, получать разрешение сильных мира сего и т.д. Поэтому, если во Франции мы хотим что-то поменять, сдвинуть с места, то стараемся делать это втихую. Судя по аплодисментам, вы понимаете, о чем я говорю.

 

9. Сдача объекта

Это уже не настолько важный пункт, как все вышеперечисленные, но существуют некоторые тонкости. Например, когда принимают дом, это подразумевает, что он полностью завершен, а когда принимают парк - это лишь начало. Мы должны просить изменение статуса, а также изменение в размерах гонораров, которые на данном этапе соответствуют гонорарам обычных архитекторов. Потому что у нас гонорары рассчитываются в процентном соотношении от общей стоимости работ на момент сдачи объекта. Но если мы экономно подходим к обустройству территории, и тратим мало, получается, что и прибыль будет невелика. Поэтому, ландшафтный архитектор должен получать не только процент от затрат на обустройство территории, но и за то качество проекта, которое в дальнейшем будет достигнуто. Кроме того, ландшафтному архитектору необходимо достаточное количество средств, для того, чтобы в дальнейшем следить за своим объектом и вносить необходимые коррективы. Как минимум, на протяжении 5 лет. Поэтому, статус должен быть изменен, но сегодня это не так. В России статут архитектора приравнивается к статусу ландшафтного архитектора? Нет? Ну что ж, значит мы в одной лодке.

 

Последние два пункта, касающиеся методологии проекта, следуют после его сдачи, и подразумевают дальнейшую работу по уходу за территорией.

 

10. Выбор подрядчика

Это выяснение, кто конкретно будет приходить и производить работы по уходу за объектом. Конечно, желательно чтобы этот человек или организация имели непосредственное отношение к данной территории. Худший вариант – предприятие, привлеченное со стороны, люди, которые просто приходят на время, чтобы выполнить какую-то работу. По моему мнению, те, кто привязан к местности, действительно проникается к ней чувствами и занимаются всеми работами осознанно и от души. Те, кого нанимают со стороны, ограничены во времени, они приходят с грубой техникой, чтобы ускорить процесс, часто используют токсичные химические препараты. Их можно сравнить с уборщиками в супермаркетах - их задача, чтобы все выглядело хорошо, а какими средствами это достигается - вопрос второй. Но опрятность и создание экологичных садов - совершенно разные вещи.

 

11. Трансформация пространства в долговременной перспективе

Перспектива может со временем поменяться, равновесие между освещенными и тенистыми участками тоже, но при этом концепция остается прежней. И если вдруг случается так, что текущие изменения, по истечении определенного промежутка времени, рискуют сдвинуть концепцию с ее основы, наступает время вмешаться в этот процесс...

 

Итак, на примере приведенных 11 пунктов вы видите, что первым трем пунктам можно посвятить достаточно небольшой промежуток времени, обычно несколько дней. Следующие пункты, до 9 - долгая перспектива и начиная с 9 - бесконечность, над этим можно работать постоянно...

 

GARDENER.ru

Фотографии предоставлены Жилем Клеманом и Мэтью Гонтье




Смотрите также

Современная "Фитофантазия" - выставочный зал сочинского стиля озеленения 25 апреля 2024 года

Можно ли прочувствовать душу места, если само место давно стало другим? Можно ли уловить нити творчества, если сад стал полотном для разных подходов и приемов оформления? ... 


Комментарии