• Версия для печати
  •               Просмотров 19722 Добавить в избраное

Итальянские сады


Итальянские сады
15 декабря 2010 года

Наряду с такими понятиями как французский сад и английский сад, хорошо известными как профессионалам, так и любителям ландшафтного дизайна, хочется напомнить о существовании итальянского сада, со своими специфическими формами и приемами. По времени возникновения – в эпоху Ренессанса – итальянский сад даже старше французского и английского. На первый взгляд, затронутая тема может показаться слишком далекой от практики русского сада. Иное географическое положение, иной климат, традиции... Но многое из итальянского культурного наследия воспринято в России, приспособлено к нашим условиям, и это тоже своего рода традиция.

 

Вспомним: “Москва – третий Рим”, – с гордостью было провозглашено во времена правления Ивана III. Тогда, в конце XV – начале XVI века, итальянцы Аристотель Фиораванти и Алевиз Новый, Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо и Бон Фрязин внесли свой вклад в древнерусское художественное наследие. Произошло соприкосновение русского искусства с идеалами итальянского Ренессанса. А позднее, в XVIII и XIX веках, традиции барокко и классицизма прочно вошли в русскую практику вместе с творчеством Микетти и Ринальди, отца и сына Растрелли, Кваренги, Гонзаго и других итальянских мастеров, приезжавших в Россию и отдававших ей свой талант.

 

Итальянское влияние несомненно различимо в таких садово-парковых ансамблях как Петергоф и Павловск, Царское село и Архангельское, как, впрочем, и во многих садах и парках Европы.

 

И сегодня в ландшафтном дизайне возможно использование приемов, позволяющих говорить об итальянских чертах, или итальянском акценте (мне лично очень нравится именно это словосочетание – С.В.), в нашем русском саду. Среди работ последнего времени, выполненных различными дизайнерами и компаниями, нетрудно найти подобные примеры, что свидетельствует об актуальности итальянской темы.


Каковы же черты итальянского сада? И как сделать русский сад похожим на итальянский? Конечно, можно задать и встречный вопрос: “Зачем?” Ответов может быть множество. В каждом конкретном случае использования в дизайне тех или иных мотивов – японских, или английских, или каких-то других – причины всегда субъективны. Наиболее общий ответ: “Из любви к искусству!” В нашем случае, это может быть: “Из любви к Италии!”, недаром она во все времена была Меккой для художников.

 

Итальянский сад, как и более поздний французский, имеет регулярную планировку, но, в отличие от французского, располагается ступенями на более сложном рельефе холмов и предгорий. Вспомним Рим, раскинувшийся на семи холмах. При недостаточном перепаде высот в нашем саду рельеф можно организовать с помощью искусственно насыпанных террас и подпорных стенок. Подпорные стенки желательно сложить из камня. Обилие камня – еще одна отличительная особенность итальянского сада. Из камня строили дворец (или замок, главный дом), из камня выполнялась и ограда, а также многочисленные малые архитектурные формы: павильоны в парке, гроты, каскады и фонтаны, лестницы и пандусы для соединения террас, находящихся на разных уровнях, парапеты, балюстрады и т.д. Каменными были декоративные (и функциональные) элементы: отдельные статуи и целые скульптурные группы, вазоны, скамьи. Мощение отдельных площадок, а также аллей и дорожек выполнялось опять же из камня. Из всего перечисленного выше вытекает еще одно, на мой взгляд, очень интересное свойство итальянского (а прежде античного римского) сада – это звук! Журчание воды, бегущей по каменному ложу, падающей со ступени на ступень, или плеск струй фонтанов, разбивающих гладкую поверхность водоемов, даже звук шагов, гулко раздающихся в пространстве, изобилующем камнем.

 

Имеет значение и цвет. В итальянском саду преобладающим является темно-зеленый цвет вечнозеленых растений – пиний, самшита, лавра и других. Он великолепно сочетается с разнообразными оттенками камня – бежевым, серым, золотистым, розовым. Добавим к этому цвет стволов деревьев и кустарников, а также вкрапление различных нюансов зеленого, например, очень характерен серебристый оттенок, присущий листве оливковых деревьев. Дополним картину яркими пятнами цветущих растений, особенно в весенний период. Миндаль, цитрусовые, магнолии, рододендроны, наконец, розы, так любимые и в наших садах, привносят в сад не только нарядный колорит, но и аромат. Выведенные сегодня новые сорта названных растений (кроме, пожалуй, магнолии) вполне пригодны к использованию в нашем климате, а цитрусовые растения даже итальянцы предпочитают выращивать в кадках, что позволит защитить их от зимних морозов переносом в теплое помещение. Изысканный серебристый оттенок достижим в нашем саду при посадке лоха серебристого.

 

Следует отметить и топиарное искусство, столь распространенное в итальянских и французских садах. Но в Италии прием искусственного формирования крон появился значительно раньше, чем во Франции, упоминания об этом обнаружены в древнеримских письменных источниках. В наших условиях возможно использование фигурной стрижки. Существуют быстрорастущие формы хвойных, а также лиственных деревьев и кустарников, хорошо переносящих стрижку. К подобным относятся некоторые сорта туи, ель обыкновенная, из лиственных – барбарис, дерен, сорта спиреи и другие.

 

Конечно, итальянским садам присущ значительный масштаб, сначала порожденный императорским Римом, а затем подхваченный в эпоху Ренессанса, прославлявшую Человека и Творческий Гений. Но, поверьте, дух итальянского сада может быть передан и на четырех или шести сотках.

 

Софья Веселова,

искусствовед, ландшафтный дизайнер




Смотрите также

Современная "Фитофантазия" - выставочный зал сочинского стиля озеленения 25 апреля 2024 года

Можно ли прочувствовать душу места, если само место давно стало другим? Можно ли уловить нити творчества, если сад стал полотном для разных подходов и приемов оформления? ... 


Комментарии