• Версия для печати
  •               Просмотров 3130 Добавить в избраное

Грозит ли Британии садовый Брексит?

Tim Richardson / The Telegraph, Nov, 2016 / UK


Грозит ли Британии садовый Брексит?
02 декабря 2016 года

Садоводческие тенденции в Великобритании всегда в какой-то мере отражали политическую ситуацию своего времени, сильно влияющую на общественные настроения. Такое сравнение садоводства и политики оказывается особо актуальным и в нынешний исторический момент, когда мы столкнулись с результатами Brexit-голосования.

 

Несколько последних десятилетий английский садовый дизайн находился под значительным влиянием новых идей из Европы, - в моду вошли посадки в природном стиле, пропагандируемые голландцем Питом Удольфом (Piet Oudolf) и его многочисленными последователями.

 

Стиль появился и начал использоваться при перепланировке общественных парков в Германии после окончания Второй мировой войны благодаря стараниям Карла Форстера. Сегодня этот стиль активно используется в общественных парках по всей Европе, и Великобритания в данном случае не исключение. Олимпийский парк королевы Елизаветы (The Queen Elizabeth Olympic Park) в Лондоне является хорошим примером, чтобы в этом убедиться.

 

Стиль New Perennials (Новые многолетники), как известно, базируется на посадках природных растений - трав, различных форм астровых (например, рудбекии), зонтичных (купырь) и т.п. Для нас, британцев, это отход от привычного стиля традиционных английских посадок, который основан на смешении стиля смешанных "коттеджных посадок" таких влиятельных садоводов, как Марджери Фиш (Margery Fish) и Вита Сэквилл-Уэст (Vita Sackville-West) и эдвардианского стиля "Искусства и ремесла" (Arts and Crafts), ключевой фигурой которого была Гертруда Джекилл (Gertrude Jekyll).

 

Хотя, было бы неправильно сказать, что стиль New Perennials является заимствованием и подражанием, такие популярные садовые дизайнеры, как Том Стюарт-Смит (Tom Stuart-Smith), Кристофер Брэдли-Хоул (Christopher Bradley-Hole), Дэн Пирсон (Dan Pearson) и многие другие двинулись в сторону более глубокого подхода к дизайну посадок, стремясь достичь эффекта непрерывности в противоположность эпизодической сюжетной структуре посадок стиля "Искусства и ремесела".

 

Но маятник всегда качается вперед и назад, в циклах от нескольких лет до целых десятилетий. На данный момент прослеживаются тенденции к усложнению посадок, использованию кустарников (в том числе роз) для большей структурности (что не могут обеспечить травы) и повторному использованию сложных цветовых комбинаций. Создается ощущение, что английским садовникам стало немного скучно с ограниченной цветовой палитрой стиля New Perennials, учитывая нашу традицию экспериментировать, и, давайте будем честными, соревноваться друг с другом.


Между английскими и европейскими садоводами в этом смысле существуют явные противоречия. Посещая Голландию этим летом, я был поражен ответом голландского дизайнера на мои наблюдения и слова, что я видел точно такие же растения (вплоть до сортов) в тех же комбинациях во множестве других садов европейских дизайнеров. На что она ответила не моргнув глазом и без намека на иронию: "Да, но это же фантастические растения, не так ли?".

 

Утилитарная основа стиля находится в противоречии с романтической английской традицией садоводства, которая превозносит вкус и индивидуальность выше надежности и практичности (отсюда наша страсть к розам). И, надо сказать, существует некая культурная пропасть между последователями стиля New Perennials, считающими себя просвещенными, современными и дальновидными, и теми, кто продолжает развивать английский стиль, который часто описывается как "традиционный" или "уходящий корнями в историю".

 

Можно ли в связи с этим назвать садоводческим брекситом то, что делает дизайнер Джулиан Баннерман (Julian Bannerman)? Я задаю этот вопрос, потому что он критиковал меня напропалую (но по-доброму) несколько лет назад, когда я попытался изложить своё видение развития стиля New Perennials в Великобритании. Останавливаясь на этом в очередной раз, Баннерман делится своими впечатлениями от дизайне Пита Удольфа при Hauser & Wirth Gallery в Брутоне (Сомерсет). "Я просто не понимаю эти большие амебообразные массивы с посадками", говорит Баннерман и добавляет, что он и его жена, дизайнер и партнер Изабель, всё же используют некоторые растения, характерные для стиля New Perennials, в течение многих лет: "Мы высаживали гирчу Валлиха (Selinum wallichianum) в посадках на Waddesdon Dairy в 1991 году". Им так же нравятся такие фавориты Удольфа, как василистник (Thalictrum) и вероникаструм (Veronicastrum): "Использовать в посадках одни лишь злаки я не буду" говорит Баннерман. "Я люблю траву в поле. Если бы я жил в Калифорнии или на юге Франции, я был бы рад их видеть в таком количестве. Но только не здесь".


Супруги используют многие травянистые растения, но всё же посадки Баннерманов - это далеко не стиль New Perennials, учитывая их склонность к использованию кустарников и плетистых роз для создания визуальных художественных акцентов.

"Не забывайте, что я проходил обучение в арт-колледже Раскина (Оксфорд)", говорит Баннерман. "Я думаю, что нет никакой разницы между живописью и садоводством. Это должно быть также позитивно".

 

Если это садоводческий Брексит, ряд других британских дизайнеров находятся полностью в консервативном лагере.

 

В Upton Grey, Гемпшир, Розамунд Воллинджер (Rosamund Wallinger) является хранителем наследия Гертруды Джекилл. Неудивительно, что Розамунд воспевает принципы традиционного английского садоводства. Но самое важное звено, по ее мнению, - архитектура, примером чего может служить сотрудничество Джекилл с архитектором Эдвином Лаченсом (Edwin Lutyens). "Когда люди приходят и смотрят на сад, я говорю им, что прежде всего нужно обращать внимание на пропорции", говорит Воллинджер. "С помощью посадок этого достичь сложно".

 

С стиле New Perennials нет формального архитектурного компонента, посадки осуществляются крупными блоками, хотя большинство английских последователей этого стиля используют самшиты и тисы, чтобы создать ощущение структуры и ритма. В то время, как Воллинджер восхваляет такие "удольфианские" сады, как Sussex Prairies, она приходит к выводу: "Я думаю, что маятник слишком сильно качнулся в одном направлении. Стиль Удольфа может сегодня поражать воображение, только если не сделан в своем классическом ключе".

 

Том Ковард (Tom Coward) является главным садовником в Gravetye Manor (Сассексе), бывшей усадьбе гуру викторианского садоводства Уильяма Робинсона (William Robinson). Ранее он был заместителем Фергюса Гаррета (Fergus Garrett) в Great Dixter: "Мы все еще привязаны к цвету, но Фергюс научил меня довольно легко отходить от цвета и использовать его в определенном контексте. Вот почему мы любим фотографировать наши посадки в черно-белом цвете" говорит садовник.

 

Ковард по-прежнему остается любителем злаков, хотя признается, что чаще всего использует их для текстуры, а не формы - дни цветников в мискантусом, вероятно, сочтены. Ковард видит существенные различия между его стилем и стилем New Perennials: "Мой подход является более сложным и разноплановым, насыщенным многими элементами," говорит он. "Мы производим посадки даже в августе".


Арабелла Леннокс-Бойд (Arabella Lennox-Boyd) - еще один дизайнер, которая извлекла определенные уроки из своего опыта работы со стилем New Perennials и двинулась дальше в своей профессиональной деятельности в собственном саду в Gresgarth, Ланкашир. "Я посетила сад Тона дер Линдена в Голландии, и то, что я увидела, мне понравилось больше, чем сады Удольфа", говорит Леннокс-Бойд. "Тон - художник и его подход является более деликатным, более личным".

 

Арабелла Леннокс-Бойд признается, что быстро устала от стиля New Perennials: "Это может выглядеть ужасно небрежно. Все эти коричневые и темно-красные тона могут быть очень скучными. Я думаю, что британцы до сих пор считаются лучшими садоводами из-за их склонности к использованию цвета". Мнение Леннокс-Бойд в данном случае можно считать непредвзятым, поскольку она наполовину итальянка. Она отмечает, что характерный для Британии рассеянный свет допускает такие тонкости, в то время, как в Средиземноморье, как правило, предпочитают подчеркивать форму насаждений из-за яркого солнца.


Ландшафтный дизайнер Банни Гиннесс (Bunny Guinness) отмечает существенное влияние Chelsea Flower Show на формирование вкуса садоводов, - особенно ряда садов, спонсируемых Лоран-Перье в 2000-е годы. "Многие люди копировали этот стиль", говорит дизайнер. "Это более сложный подход (чем у Пита Удольфа), но, опять же, все это создается лишь для того, чтобы хорошо выглядеть в течение недели или около того. Моим клиентам нужно что-то такое, что выглядит прекрасно из окна каждый день года. Море мертвых многолетников этого не сделает. Мне нравится использовать кустарники, луковичные и много однолетних растений. Я просто считаю, что массивы многолетников слишком монотонны и довольно скучно смотрятся в саду. Прекрасно видеть возраст сада и происходящие с ним изменения. Кустарники и деревья подарят вам эти ощущения, но я не уверена, что вы добьетесь того же с помощью многолетников".

 

Сад в Pettifers (Оксфордшир), который является творением его владельца, садовника Джины Прайс (Gina Price), регулярно посещают группы садоводов из таких далеких мест, как Япония и Южная Америка. Прайс всегда с удовольствием рассказывает о своей эволюции как садового дизайнера. В прошлом она увлеклась стилем New Perennials и, в соответствии с его правилами, выкопала большую часть кустарников в своем саду и заменила их травами.

 

Но теперь ... "Я стала высаживать розы обратно, на свои прежние места. Я по-прежнему заинтересована в использовании некоторых трав - особенно вейников (Calamagrostis), таких как 'Karl Foerster’, 'Avalanche’, 'Overdam’ и прекрасный розоватый 'Eldorado'..., но я не использую их теперь для структуры". Основной акцент Джина Прайс делает на фактуре листвы растений, но она также не забывает о цвете, предпочитая яркие комбинации. Например, она высаживает темно-розовую монарду (Monarda) 'Squaw' рядом с оранжевыми книфофиями. поскольку это напоминает ей Индию, где она видела такие сочетания цветов.


Конечно, сравнивая угасание интереса в стилю New Perennials с Брекситом, я делаю это исключительно для поднятия вашего настроения. Если разнообразие - это отличительная черта нашего подхода к садоводству, то и приведенные выше комментарии должны помочь вам сформировать собственное мнение и вкусы.

Слава Богу, нет никаких предпосылок для проведения какого-либо спорного референдума на садовую тему. 

 


       


Смотрите также

Основные ошибки при развитии ландшафтной компании. Канадский опыт 17 мая 2017 года

Начало и успешное продвижение нового бизнеса - это всегда вызов, особенно в нынешнее время. ... 


Комментарии