• Версия для печати
  •               Просмотров 7480 Добавить в избраное

Vita Sackville-West / Вита Сэквилл-Вест

(1892-1962)


Vita Sackville-West / Вита Сэквилл-Вест

Романтический сад Виты Сэквилл-Вест Sissinghurst, пожалуй, самый посещаемый сад в Англии. Он не уступает в популярности самой своей создательнице, чья бурная жизнь всегда была в центре всеобщего внимания.

Творения рук Виты оказывали и до сих пор оказывают неизгладимое впечатление на садоводов со всего мира. Ее трепетная любовь к небольшим частным сельским садам и романтичному декору до сих пор отражается в садовом дизайне. Черты ее знаменитого "белого сада" можно разглядеть в бесчисленном количество садов, разбросанных по всему свету.

Вита была страстной увлекающейся натурой. Первое место в пристрастиях Виты занимала искренняя всепоглощающая любовь к садоводству, которую она пронесла через всю свою жизнь. Ее любовные истории были такие же яркие, но не столь продолжительные. Она была талантливым писателем,  безусловно обладающим даром сочинительства, а ее статьи и книги по садоводству сегодня также современны и востребованы как тогда, когда она создавала шедевры в своем Замке. У Виты был превосходный поэтический дар. Она была женой, матерью и женщиной, чью личную жизнь обсуждала вся Европа.

Вита Сэквилл-Вест родилась в 1892 году. Грандиозное поместье "Knole" принадлежало семье 3 столетия и до сих пор Замок демонстрирует медленно увядающее благородство величественного особняка. Вита бесконечно любила этот дом. Ее отец происходил из знатного рода лордов и графов, а мама была потомком испанских цыган. Бабушка была знаменитой испанской танцовщицей и ее роман с Лордом Сэквиллом (Lord Sackville) был такой же пышный и яркий, как цветы Виты. От этого союза были рождены 5 детей, мать Виты Виктория была последним и любимым ребенком в семье.

Она вышла замуж за двоюродного брата, Вита была единственным ребенком в их семье. Неудивительно, что она унаследовала такую взрывную смесь темпераментов. В ее характере ярко проявлялись аристократические черты, но цыганка внутри вынуждала пренебрегать законами высшего общества.

Ее мама Виктория была увлекающейся натурой и очень красивой женщиной. Она оказала огромное влияние на жизнь своей дочери. Вита старалась не оценивать последствия, они не всегда приносили полезные плоды. Она была одинока в детстве, но стиль жизни и романтику дома и сада Вита сохранила и пронесла через всю жизнь. Она написала книгу "Knole и Sackvilles", историю своей семьи.
 

В 1913 году Вита вышла замуж за Харольда Николсона (Harold Nicolson), дипломата, и почти сразу после свадьбы его направили в Константинополь. Она ожидала увидеть отвратительное место, но, судя по описаниям, была поражена новым окружением. Вита писала в письме своей подруге: "Это деревянный турецкий дом с небольшим садом, пергола, увитая виноградом и гранатовое дерево, усыпанное ярко красными плодами, прекрасный вид на Золотой Мыс, море и Святую Софию".

Именно здесь, в Турции проявился ее талант, она расцвела как садовник. В детстве, в Поместье, она с удовольствием пропадала бы в саду, но люди, ухаживающие за садом, не позволяли ей реализовать свои стремления. Теперь же она творила свой сад и познавала науку садоводства, которая так пригодилась ей в будущем в создании еще двух красивейших садов и при написании книг.

В отношении мужа можно сказать, что это была любовь и дружба, которую они пронесли через всю свою совместную жизнь вплоть до смерти Виты в 1962 году. Сердце Харольда было разбито, он утратил вкус к жизни. Свою жену Харольд пережил на шесть лет. Вита и ее муж были идеальными партнерами. Вита любила объемные цветники и розы. Они карабкались по стенам, перголам, стремясь к небесам. Харольд придерживался традиционного подхода, он планировал "рамки" для пышной растительности. Он создавал стриженные живые изгороди и дорожки, окаймляющие клумбы. В результате все это производило впечатление огромных вазонов (романтичных архитектурных решений), в которых талантливо размещались цветы...

Первые попытки сочинительства представляли собой рассказ о романе Виты с Виолеттой Трефусис (Violet Trefusis) и Вирджинией Вульф (Virginia Woolf). Вита и Виолетта были друзьями с детства и, несмотря на то, что обе были замужем, продолжали встречаться.

Первые литературные работы Виты увидели свет в 1910 году. Она сочиняла поэмы, новеллы, исторические романы, биографические очерки, статьи и книги по садоводству. "Сад", написанный в 1939 году вышел лишь в 1946 и получил литературную премию Хайнеманна. 100 фунтов премии были потрачены на приобретение азалий для сада.

 

С 1946 года благодаря публикациям в "Observer", а позже с появлением книги "В твоем саду", Вита стала известна не только в обществе и среди интеллектуалов, но и приобрела популярность среди целого поколения садоводов по всему миру. Писатель Анна Скотт-Джеймс (Anne Scott-James) писала, что со времен выхода в свет книги Вильяма Робинса "Английский сад цветов" никто до Виты не сделал столько, сколько она для изменения облика английского сада.

Вита писала очаровательные статьи на протяжении 15 лет (1946-1961 гг.). Она была признанным автором, отличавшимся глубокой любовью к садоводству. У ее статей был собственный стиль. Ее познания были накоплены трудом в саду, описания цветов были проникнуты романтикой и лирикой. Было одно удовольствие читать эти сочинения. Даже те, кто снисходительно относился к данному виду искусства, с нетерпением ждали выхода очередного очерка.

Отрывок из статьи "Воспоминания о мае":

 

"Нежное прикосновение легкой простуды замедляет темп жизни и вызывает в памяти минуты однажды пережитого удовольствия. Суета меркнет и откуда-то издалека доносится воркование голубя, легкое дуновение ветерка в кронах тополей, вещи такие неприметные, но такие значительные. В такие моменты эти несколько коротких часов блаженства придают сил. В таком настроении я помню себя погружающейся в лес в поисках анемон глубокого розового цвета… Вандалы вырывают дикие цветы в ужасно неподходящее время и обходятся с ними так, что те не имеют шанса выжить. Я знаю, я сделала все правильно, когда переселила мои анемоны в сад. Их было много, поэтому я уверена, что могла позволить себе побеспокоить их корешки.

 

Эта вынутая земля преподнесла мне урок. Она была набита до отказа ростками. В ней ютился побег дубового деревца, пробившийся из желудя. Нежные ростки ежевики, трепещущие от неожиданного вторжения. Жимолость, тянущаяся к свету и полагающаяся на поддержку хрупкой рощицы орешника. Подземные жители, тесно сплетенные вместе и борющиеся за выживание и я, человеческое существо, со своим страшным оружием в руках, вынимающая растение, за которым пришла, нарушая зародившуюся жизнь, которая достигла бы своего расцвета, если бы я не вмешалась. Лежа в постели, я лихорадочно думала, правильно ли я поступила. Меня одолевали сомнения. Своим незваным вторжением я побеспокоила молодой дуб, но в то же время спасла розовую анемону. Где же скрывается правильный ответ? Я знаю точно, эти воспоминания останутся со мной навеки. Я пронесу их через всю свою жизнь".

Вита Сэквилл-Вест о розах:

"Иногда меня спрашивают, какие розы мои любимые из тех, что растут в моем саду. На этот вопрос просто невозможно ответить, так как я постоянно изменяю своему вкусу. Если рассматривать каждую розу в отдельности, она превосходит соперницу в очаровании и красоте, но, в общем, я не уверена, что могу сказать это однозначно. Я не смогу выбрать между сортом Rosa alb. 'Celestial” и ‘Fantin Latour’. Как я могу описать Альбу? Я держу в левой руке розовую веточку, а правой пытаются писать о ней. Я пристально ее разглядываю. Всматриваюсь. Я вижу бледно розовые лепестки.… Но все эти невыразительные скромные эмоции не идут в сравнение с тем, как розовый куст преображается в саду, когда эти розовые лепестки удивительно сочетаются с сине-зеленой листвой. Сорт ‘Fantin Latour’, казалось, был нарисован самим Фантином Латуром (Fantin Latour) или просто был назван в его честь. Этот цветок просто надо иметь в своем саду, иначе не понять. Он вырастает невысоким и подходит для маленьких садов. Нежно розовый цвет украсит любой уголок сада, он прекрасно уживется с другими красками сада".

 

Юлия Полякова, Михаил Щеглов 

GARDENER.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовала Вита Сэквилл-Вест:


       


Ссылки по теме

Смотрите также

John Vanbrugh / Джон Ванбру

Сегодня историки признают Джона Ванбру как одного из самых значительных представителей эпохи расцвета английского барокко. Ванбру никогда не учился садовому дизайну и тем б ... 


Комментарии