• Версия для печати
  •               Просмотров 4865 Добавить в избраное

Reginald Blomfield / Реджинальд Бломфилд

(1856 – 1942)


Reginald Blomfield / Реджинальд Бломфилд

Сэр Реджинальд Бломфилд – английский архитектор и дизайнер - выдающийся представитель викторианского и эдвардианского периодов в истории развития европейского садово-паркового искусства. В век роскоши и великолепия он создавал красивейшие особняки, такие как Маундсмэа Мэнор (Moundsmere Manor) в Хэмпшире. Бломфилд считал, что сад или отдельные его зоны, которые окружают дом, находятся только во власти архитектора, но никак не садовника, потому что именно архитектору под силу создать грамотную взаимосвязь между домом и садовым пространством. Многоуровневые сады со стрижеными тисовыми изгородями, идеально расположенными строениями и декором стали воплощением формального стиля начала 20-го столетия.

 

Бломфилд разделял взгляды Движения "Искусство и Ремесла" (Arts and Crafts Movement), пропагандирующего неоклассический стиль, который так нравился его клиентам. Независимо от того, брался ли он перестраивать дом, либо создавал новый, его работы всегда демонстрировали высококачественный дизайн, профессиональный подход и мастерство, которые стали отличительными чертами строений эдвардианского времени. На стыке столетий Бромфилд стал главным действующим лицом в споре с Уильямом Робинсоном (William Robinson), оставаясь сторонником формальной архитектуры сада. 

 

Бломфилд родился в семье священника в Девоне. Вскоре после его рождения семья перебралась в графство Кент, где его отец работал пастором - сначала в Дартфорде, а затем в Олдингтоне. Реджинальд Бломфилд поначалу учился в Эксетер-Колледже в Оксфорде, где его учителем был известный искусствовед Джон Рескин. На продолжение обучения по художественной специальности требовались деньги, которых у семьи не было и, после небольшой учительской практики, в 1881 году молодой художник начал работать помощником у своего дяди, Сэра Артура Бломфилда (Sir Arthur Blomfield). Вскоре его приняли в Королевскую Академию художеств - наиболее влиятельную и авторитетную ассоциацию английских художников. Бломфилд был прилежным учеником и удостоился нескольких наград за свои дизайнерские проекты. Архитектурное образование, полученное в эти годы, сформировало и его взгляды на садовый дизайн, которые он описал в 1892 году в своей книге "Английские формальные сады" (Formal gardens in England).

 

Книга была богато иллюстрирована Фрэнсисом Иниго Томасом (Фрэнсис Иниго Томас), а содержание направлено на защиту архитектурных садов, т.е. садов, созданных людьми с архитектурным образованием. Книга являлась и своеобразным ответом ирландскому садовнику, писателю и родоначальнику стиля  English Cottage Garden (Английский Коттеджный Сад) Уильяму Робинсону, который много критиковал Бломфилда и некоторых других архитекторов, активно занимающихся и пропагандирующих формальный стиль садоводства. В своих мемуарах, опубликованных в 1932 году, Бломфилд писал: "Формальный сад фактически выставил на показ все слабые стороны ландшафтного дизайнера, много ошибок было сделано в работе с масштабом, а также с садовыми элементами, к которым в саду пытались привлечь повышенное внимание". 

 

Книга "Английские формальные сады" переиздавалась три раза к величайшему удовлетворению автора. Она появилась примерно в то же время, что и книга архитектора Джо Дандо Седдинга (J.D. Sedding) "Садовое мастерство: прошлое и настоящее" (Garden-craft Old and New), в которой автор также как и Бромфилд, но в более сдержанной манере, защищал формальные сады. Получилось так, что оба автора выступили против садового "натурализма", отстаиваемого Уильямом Робинсоном. Как отмечал Клайв Аслет, главный редактор журнала "Country Life": "Разница между двумя оппозиционными сторонами не была слишком резкой, но ситуация сложилась таким образом, что нужно было представить два противоположных мнения относительно садовых стилей, которые потом с успехом сочетались в садах позднего эдвардианского периода Гертрудой Джекилл (Gertrude Jekyll) и Эдвином Лаченсом (Edwin Lutyens)".

 

Принципы, изложенные в "Английских формальных садах", отражают убежденность автора в том, что предложение архитектора должно обязательно содержать проект дизайна сада. Самый ранний и один из самых интересных проектов Бломфилда, который был воплощен и сохранился в соответствии с оригинальным планом – Парк Годинтон (Godinton Park или Godinton House and Gardens) в графстве Кент. Парк был создан для банкира, Мистера Эшли Додда (Ashley Dodd), нового хозяина поместья. Бломфилд достроил флигель на остроконечном кирпичном доме эпохи короля Якоба и распланировал сады, которые удивительно гармонировали с особняком и окружающим парком. Использованные архитектором элементы впоследствии можно было увидеть в его более поздних работах, в частности, стриженые тисовые изгороди, которые в Парке Годинтон походили по форме на фронтоны крыши и позволяли соблюдать баланс между прямыми и изогнутыми линиями.

 

Главная аллея в саду, со стрижеными пирамидальными формами, была спланирована четко с севера на юг. Аллея идет по газону, огибая статую Пана (одна из многочисленных фигур, которые Бломфилд сохранил в саду, переместив на новое место согласно дизайн-проекту), и по ступеням подходит к пруду с лилиями, который архитектор сделал на месте бывшего водоема. Геометрическая прямоугольная форма пруда была смягчена изгибами берега, и тот же изгиб повторяется в бельведере с балюстрадами, откуда открываются красивейшие виды на парк. Оставшаяся часть парка параллельно этой главной аллее тянется от южного фасада дома через сад роз к газону с формально организованными посадками и статуями. Здесь Бломфилд сохранил деревья, которые образуют высокую живую изгородь. Он также перепланировал сад, окруженный стеной, а позже – в 1916 году – добавил итальянский сад между ним и внутренним двором.

 

Работа Бломфилда в Парке Годинтон гармонировала с размерами и характером поместья, и эта же гармония прослеживается в поместье Меллерстейн (Mellerstain House) в Шотландии, где он работал в 1909 году. Вдоль фасада особняка, построенного в XVIII веке архитектором Робертом Адамом, Бломфилд возвел три террасы с балюстрадами. Террасы с газоном и стрижеными тисами, ступенями огибая беседку, спускаются к центральной площадке с замысловатыми партерами-цветниками. Дальше ступени разбегаются по берегам пруда с лилиями и ведут к третьей террасе. Амбиции Бломфилда устремлялись далеко за пределы этой работы, но клиент колебался, не имея (по мнению Бломфилда) на то обоснованных причин. Бломфилд писал впоследствии в своих мемуарах: "На реализацию задуманного грандиозного плана понадобились бы деньги Людовика XIV".

 

Последняя работа Бломфилда - поместье Салгрэйв (Sulgrave Manor) в Южном Нортхемптоншире. Он реставрировал старинный дом и создал сад, где воплотил в жизнь множество своих интересных задумок. Sulgrave Manor, построенный в 1558 году, почти 150 лет оставался родовым поместьем Американского президента Джорджа Вашингтона. В 1914 году Англо-Американский Фонд, в чье управление перешло поместье, обратился к Бломфилду с просьбой провести реставрационные работы. Архитектор заложил новые сады на месте заброшенных фермерских построек. Сад роз с восточной стороны дома, площадка для боулинга, украшенная пропорциональными с величиной дома архитектурными элементами, окаймляющие аллеи тисовые изгороди… Сам Бломфилд не питал особенных иллюзий относительно значимости своей работы в Sulgrave Manor. Просто он сделал все возможное, чтобы место, где жил первый президент Соединённых Штатов, было достойно своего хозяина. Все больше и больше садов в XX столетии закладывалось вокруг раннее построенных владений, и должно было соблюдаться равновесие между архитектурой и естественной составляющей объекта.

 

В 1881 году Реджинальд Бломфилд был избран Действительным, а впоследствии и Почетным членом Королевского Института Британских Архитекторов (RIBA), а в 1905 году стал член-корреспондентом Королевской Академии, где с 1907 по 1911 гг. работал в должности профессора архитектуры. В 1913 году Бломфилд был награжден Королевской золотой медалью, с 1912 по 1914 гг. избирался президентом RIBA, а в 1919 году был посвящен в рыцари.

 

Михаил Щеглов, Юлия Полякова

GARDENER.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовал Реджинальд Бломфилд:

 

  • Apethorpe Hall, Northamptonshire

  • Brocklesby Park, Lincolnshire

  • Brodick Castle, Arran

  • Caythorpe Court, Lincolnshire

  • Chequers Court, Buckinghamshire

  • Drakelow Hall, Derbyshire

  • Euston Hall, Suffolk

  • Frogmore Hall, Hertfordshire

  • Godinton Park, Ketn

  • Haileybury College, Hertfordshire

  • Hill House, Hertfordshire

  • Heywood Manor, Hampshire

  • Knowlton Court, Kent

  • Leasam House, Sussex

  • Medmenham Manor House, Buckinghamshire

  • Mellerstain House, Berwickshire

  • Milner Court, Kent

  • Moundsmere Manor, Hampshire

  • Point Hill, Sussex

  • Southwater, Horsham, Sussex

  • Sulgrave Manor, Northamptonshire

  • Swinford Old Manor, Kent

  • Warley Lodge, Essex

  • Wittington House, Buckinghamshire

  • Wretham Hall, Norfolk

  • Yockley House, Surrey


       


Смотрите также

John Vanbrugh / Джон Ванбру

Сегодня историки признают Джона Ванбру как одного из самых значительных представителей эпохи расцвета английского барокко. Ванбру никогда не учился садовому дизайну и тем б ... 


Комментарии