GARDENER.RU
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА САДА

Caroline Beck, Marianne Majerus / House & Garden, №10 2012 / UK


Том Стюарт-Смит: восстановление сада при исторической усадьбе в Чешире
07 сентября 2012 года

Писатель и меценат Элизабет Гескелл (Elizabeth Gaskell, 1810-1865), историк, изучающий эпоху королевы Виктории и автор книги-бестселлера "Granford", назвала графство Чешир (Cheshire) самой красивой областью в Англии. Это место она считала пристанищем своей души. Поместье Кошелл-Холл (Cogshall Hall) будто сошло со страниц ее романов, это дом мечты из ее воспоминаний об увиденном во время поездок по стране. Особняк из красно-оранжевого кирпича был построен писательницей в 1830 году (в конце эпохи королевы Виктории), на 100 акрах земли в сельской местности графства Чешир. Если бы сегодня Мисс Гескелл вышла из кареты и посмотрела вдаль поверх регулярных лугов, через ров и лесопарк, на опушке которого пасутся коровы, она была бы поражена, и, возможно, даже обрадовалась, как мало изменился ландшафт по прошествии времени...

 

Нынешние владельцы переехали сюда в 2004 году. Дом был спасен от возможной реконструкции благодаря своему нахождению в списке охраняемых государством и интересных с исторической точки зрения строений, хотя то же самое нельзя сказать о саде. В прошлом такие дома строились в рамках регулярного сада, чтобы усилить статус как дома так и его хозяев – вспомните героинь Джейн Остин (Jane Austen), которые задыхались от изумления, когда огибали угол его фаэтона. Но изменчивая мода XX столетия внесла свои коррективы. Интерес к загородным поместьям и садам сошел на нет. К тому моменту, когда Кошелл-Холл был продан, сад стал скучным и унылым, с небольшой регулярной зоной, сокращенной до масштабов скошенного газона. Всё что осталось с прошлых времен – это сад за стеной недалеко от дома, который по воспоминаниям местных жителей, использовался для выращивания фруктов и овощей. К 2004 году его лучшие дни остались далеко позади, и открытый бассейн заменил сад, в котором с заботой и любовью выращивался урожай.

 

Восстановить дом, возраст которого составляет 170 лет, не составило большого труда, а вот что касается сада, то это оказалось делом нелегким. Стиль дома определяет направление реставрации, а так как садовая мода на протяжении XIX столетия менялась быстрее, чем мода на декольте, заботливое восстановление исторического сада той поры оказалось очень сложным процессом.

 

Владельцы чувствовали, что дом без сада не раскроется во всем своем величии, и после долгих  дискуссий решили, что должны придерживаться принципов, на которых основывалось строительство дома – смешение стилей – но взять всё возможное от современного стиля в посадках. Они позвали известного дизайнера Тома Стюарта-Смита (Tom Stuart-Smith), знаменитого своим смелым использованием позднецветущих многолетников и трав для создания богатых и пышных садов. Стюарт-Смит неоднократный победитель цветочного шоу в Челси (Chelsea Flower Show), который сотрудничал с известным голландским садовником Питом Удольфом (Piet Oudolf) в совместном проекте бюджетом 100 млн. фунтов, включая итальянский регулярный сад на 10 акрах. Используя современные растения в историческом окружении, он создал то, что многие считают одним из наиболее ярких реставрационных проектов последнего десятилетия.

 

Работы в саду начались в 2009 году. Первым желанием приглашенного дизайнера было немного "огрубить" существующий сад, потому, что в тот момент он был "слишком предсказуемым". Коротко стриженые вечнозеленые растения вокруг дома – лейтмотив дизайна XIX столетия – были заменены на более свободную и непринужденную волнообразную структуру из боксов с традиционными травянистыми многолетниками, такими как котовник, очиток, молочай, агапантус, луки, чебрец и виола. Дом больше не возвышается над плоским ландшафтом, а уютно расположился среди кустов и цветочных клумб. Но эти посадки – всего лишь обрамление безусловной Звезде шоу – саду за стеной.

 

Всегда, когда речь заходит о садах за стеной, вспоминается то искушение, когда хочется обязательно увидеть то, что за ней скрыто. Калитка, похожая на решетку с исламским мотивом крупной листвы, позволяет бросить мимолетный взгляд на сад, но весь он не раскрывается. Когда вы открываете калитку, вас ждет первый сюрприз – аллея из подстриженных в форме облаков грабов, у подножия которых - повторяющиеся схемы посадок из теневыносливых растений с декоративной листвой, таких как хосты, молиния, эпимедиум, петрушка. Стюарту-Смиту хотелось сделать что-то безмятежное и созерцательное и сохранить ощущение средневекового клуатра (прямоугольный или квадратный двор, окруженный с четырех сторон крытыми арочными галереями). В регулярном стиле повторяющаяся геометрия подчеркивается длинным прозрачным бассейном, который отражает постоянно движущиеся северные склоны и облака, созвучные с кронами окружающих грабов. На все это смотрит павильон, созданный архитектором Джейми Фобертом (Jamie Fobert) из тонких бронзовых пластин, цвет которых подобран в одном тоне с деревьями и кустарниками.

 

Из тихого местечка сад превратился в намного более яркий и жизнерадостный пейзажный сад, посадки в котором обеспечивают буйство растительных красок и динамику. Здесь растения помещены в тонкий слой мульчи и гравия в цвет с кирпичом, из которого выложен дом, и они разрастаются в прохладной влажной почве окруженные теплом от нагретых стен. В разгар лета растения, такие как эхинацея, синеголовник, рудбекия, тысячелистник, эуфорбия заполняют пространство, пока вам не начинает казаться, будто из растений сложилась набегающая волна.

 

За пределами сада в полную силу реализуются свежие затеи и авантюры дизайнера. Хозяева, уставшие от постоянного шума газонокосилки, последовали совету Тома Стюарта-Смита и дали возможность газону разрастись в настоящий луг из диких цветов, который пересекают дорожки. Ценность разных смесей из диких цветов обсуждалась и оспаривалась, в результате чего растения были высажены в тестируемые зоны. Прошлым летом во всей красе предстал луг из красного лихниса (смолевка), подорожника, звездчатки, куколя посевного, лугового салата, скабиозы. Местная популяция певчих птиц увеличилась, знаменуя возврат к привычному ландшафту, знакомому со времен II Мировой войны, когда луга были либо распаханы, либо засажены травой одного сорта в качестве подножного корма. Это возвращение к прежним ландшафтам - еще один знак, который Мисс Гескелл могла бы распознать (рассмотреть) и который она бы полностью поддержала.  

 

 


Комментарии

 

Copyright 2003-2021 © GARDENER.ru - Ландшафтный дизайн и архитектура сада. Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № Эл 77-6966).
При перепечатке материалов активная ссылка на портал Gardener.ru обязательна.