• Версия для печати
  •               Просмотров 5026 Добавить в избраное

Гувер-Холл - "Последний музей" Тома Армстронга

Paul O'Donnell, Don Freeman / Garden Design, №4 2012 / USA


Гувер-Холл - "Последний музей" Тома Армстронга
09 марта 2012 года

Когда 27 лет назад Том и Банти Армстронг (Tom & Bunty Armstrong) приобрели Гувер-Холл (Hoover Hall) - обветшалый летний дом на острове Фишерс-Айленд (Fishers Island) в Нью-Йорке, то первым делом заменили кольцевую дорогу (оставшуюся со времен, когда это место было еще колонией) на прямую дорожку, ведущую от входной двери. "Мне захотелось своего рода противостояния ландшафта и дома, причем ежеминутно, сразу, сейчас", - говорил Том Армстронг позже в интервью The New York Times.

 

В прошлом директор Музея Американского искусства Уитни (Whitney Museum of American Art) и президент Комитета по охране садов, Армстронг умер в июне 2011 года в возрасте 78 лет. Если Вы отследите его профессиональный путь по публикациям в прессе, то поймете, что он был специалистом по строительству подъездных дорог и аллей. Армстронг также "славился" своими конфликтами с кураторами, которые работали на него, и с администрацией музея, в котором он служил. В личностном плане, однако, он был обаятельным, с безупречными манерами человеком, часто совершающим импульсивные безрассудные поступки. Когда на острове проходили какие-либо необычные мероприятия, он всегда надевал плащ-накидку с капюшоном, трико и яркую футболку. Такое "противостояние", со слов друзей, не обуславливалась характером Армстронга, то был скорее дизайнерский принцип.

 

В декабре 2003 года пожар уничтожил Гувер-Холл. Армстронгу пришлось переделать подъездную аллею к дому, которая теперь вела в сад площадью 3 акра с прямоугольным газоном и посадками яблонь. Спланированный ландшафтным архитектором Морганом Вилоком (Morgan Wheelock) в 1989 году и непрерывно совершенствуемый Армстронгом, сад хорошо сохранился до наших дней. "Раньше сад размещался на одной линии со старым домом", - говорит сын Армстронга Уитни, получивший образование ландшафтного архитектора в Гарварде. "Несколько месяцев у отца ушло на то, чтобы перепланировать сад заново".

 

Армстронг понимал, что у него появилась редкая возможность полностью изменить привычный порядок посадок растений в саду. И, он мог бы спланировать новый дом так, чтобы связать его с существующим садом и уравновесить их взаимодействие. Благодаря пожару, открылось несколько интересных видовых точек, которые Армстронг тоже хотел сохранить.

 

Сейчас, на месте, где раньше располагалась скульптура в колониальном стиле, установлено прозрачное стеклянное сооружение. Стальные рамы дома отражают голубые и серые оттенки динамичного, изменчивого моря. "Мы не хотели, чтобы дом был доминирующим элементом в ландшафтном дизайне", - говорит архитектор Том Файфер (Tom Phifer). "Это то, что привносит ощущение невесомости и проницаемости пространства".

 

С первого взгляда дизайн Файфера, кажется, парит над местом, - практически с любой точки сада дом смотрится уютно и на своем месте. Обычный, ничем не примечательный бассейн был переделан в водный источник, который ручьем стремится к дому. Небольшие изменения, такие как выравнивание яблонь по высоте крыши дома, объединяют дом и сад.

 

Пространство за "парящим" домом Файфера было обновлено новыми посадками. Монолитный черный куб, который в контексте выглядит как современная скульптура, но в действительности представляет собой металлический навес (гаражная мастерская), подчеркивает изогнутые белые сосны и волны японского ириса.

 

Заложенный еще в далеком 1926 году, сад легко подстроился под модернистский стиль нового дома. Произошло это во многом потому, что Армстронг увлекался современным искусством и взял за основу принципы абстрактной живописи середины прошлого века. "Здесь два разных стиля абстрактного рисунка 20-го столетия – геометрическая абстракция и биоморфная абстракция", - писал Армстронг в "Особом взгляде", - книге, посвященной дому, которая была опубликована уже после смерти, в декабре 2011 г. Он объединил два стиля абстракции, подрезав липы, самшит и граб, тем самым, сформировав прямые линии, параллельные берегу и линии горизонта. В саду были организованы дорожки и комнаты, оставляющие много свободного места для новых посадок растений, главным образом, любимчиков Армстронга -  желтых гиацинтов. Валуны, будто сошедшие с картин Эллсвёса Келли (Ellsworth Kelly), оставили нетронутыми.

 

Когда новый дом был достроен, Армстронг обнаружил его взаимосвязь и с другими абстрактными элементами. "Мы увидели, как свет в сочетании с рельефным потолком рисует разные формы на стенах", - говорит Уитни. "Стало абсолютно ясно, что стеклянные стены дома искривляют и преломляют потоки света".

 

Симбиоз сада и дома продолжается в мебели и частично в картинах на стенах комнат. Холсты Эдварда Дагмура (Edward Dugmore) в ярких красных, голубых и желтых тонах, будто списаны с алых цветов колеуса "Big Red Judy" и горца многоцветкового Persicaria amplexicaulis "Firetail". Старинная японская ширма служит фоном для произведений искусства в доме, но также приносит частицу ландшафта в интерьер. Вне дома мощеная дорожка изгибается, повторяя очертания моста, изображенного на ширме.

 

Лишь немногое напоминает здесь теперь о старом саде: каменная стена, сухая и мокрая от дождя, и непокорные розовые кусты на берегу моря. "Отец хотел, чтобы из них получилась аккуратно стриженая изгородь, которая подчеркнула бы уклон, сходясь в одну линию с горизонтом", - говорит Уитни.

 

Дом и сад Армстронга на Фишерс-Айленд служит своеобразным олицетворением и ярким доказательством его экстравагантной личности. Недавно Уитни наткнулся на еще одно свидетельство скрупулезного внимания отца к деталям, пока сортировал его работы, - проект благоустройства зоны для ланча, которую Армстронг организовал еще много лет назад. Сейчас Уитни и другие его родственники стараются сохранять дом и сад в порядке, ежегодно прореживая посадки из многолетников, чтобы не дать сорной растительности добраться до подпорной стены. Они всячески оберегают место, где искусство и архитектура, ландшафт и море слились воедино и служат высокой идее. Один из друзей Армстронга, который часто посещал Гувер-Холл, сказал после его смерти: "Это его последний музей…".

 

 

 

 


       


Смотрите также

Время сделать ваш сад диким 02 мая 2019 года

У сада в природном стиле есть множество преимуществ. Рассматривая различные растения с точки зрения использования их в саду, помните, что обрезка и формировка не являются н ... 


Комментарии