• Версия для печати
  •               Просмотров 11858 Добавить в избраное

Максимилиан Габсбург и его творение – замок и парк Мирамаре

Забелина Елена Владимировна, архитектор


Максимилиан Габсбург и его творение – замок и парк Мирамаре
07 декабря 2012 года

Каждое архитектурное сооружение несет отпечаток личности своего создателя. Но, пожалуй, редко в каком здании мечта и реальность, истории и легенды так сплетаются друг с другом, как в замке и парке Мирамаре, что недалеко от города Триест, Италия.

 

К замку Мирамаре можно добраться по-разному: морем, войдя в небольшую гавань, либо по суше – по дороге, ведущей из Триеста, и этот путь, вероятно, был все же основным.

 

Заповедная зона начинается задолго до входа в парк Мирамаре, автомобильное движение ограничено, и к замку ведет протяженная пешеходная дорога вдоль каменистого и местами отвесного берега моря. Здесь, в окрестностях Мирамаре, морская вода прозрачна и чиста; если приглядеться, можно различить косяки рыб, проплывающие в глубинах, морских ежей, затаившихся на солнечной стороне подводных скал, многочисленных моллюсков, чешуей покрывающих шероховатые камни; оттенок воды изумительный, и невольно просится сравнение с редким драгоценным турмалином Параиба. Долгий путь повторяет изгибы берега, но ни замка, ни силуэтов построек еще не видно, море, с плеском бьющееся о скалы, уже не кажется таким заманчивым, и разыгрывается воображение, в мыслях рисуются образы замка Мирамаре, и чем дальше ведёт дорога, тем сильнее предвкушение встречи с архитектурным ансамблем.

 

Вдруг слева оказывается площадка со скамьей, и через турмалиновую бухту открывается вид на стену с зубцами и небольшой башенкой – но это еще не замок, а всего лишь ворота в парк, и до них нужно еще дойти. Огибаем бухту, взгляд еще раз окидывает земли на горизонте, серпом охватывающие залив: ближе зеленеют покрытые лесом холмы с красными черепичными крышами домов, чуть дальше зданий становится все больше – это Триест, последний на этом берегу город, принадлежащий Италии, за ним начинается Словения, и в  голубоватой дымке видна  Хорватия.

 

Дорога, пройдя сквозь огромные ворота, ведет дальше, становится тенистой; она напоминала бы усадебную аллею, если бы не поднимающийся справа заросший лесом склон холма – необычные для этих мест разнообразные растения на время приковывают внимание. Внезапно со стороны моря открывается потрясающий, немного рафинированно-открыточный вид на замок Мирамаре: высокий мощный цоколь, сложенный из каменных блоков, выходит как бы из морской пены, и все здание кажется изящным белокаменным ларцом, выброшенным волнами на берег.

 

Продолжая путь, можно попасть на площадь с фонтанами в центре, опоясанную перголой на каменных колоннах, с деревянным решетчатым навесом ярко-красного цвета, который ассоциируется с элементами традиционного японского сада; а замок неожиданно оказывается за спиной. И только если обойти фонтан и приблизиться к небольшой скульптурной группе, изображающей амазонку на коне с воинственно поднятым копьем наперевес, готовую поразить набросившегося хищного зверя, и обернуться назад, перед взором предстанет еще один фасад замка.

 

  • Внезапно открывается вид на замок Мирамаре
  • Площадь с фонтаном расположена с северо-восточной стороны замка, она отделяет замок от парка
  • 'Амазонка на коне' - скульптурная композиция напротив замка
  • Пергола, опирающаяся на каменные колонны
  • Скульптурная группа Бартоломео Каччиаторе 'Мать с младенцем'

После осмотра замка у внимательного наблюдателя появляется ряд вопросов: почему здание состоит как бы из трех объемов, два из которых соединены под острым углом, и башни, при виде с моря напоминающей нос корабля? С чем связано применение восточных мотивов в мощении прогулочной галереи рядом с башней, и орнаментов в технике "резьба по ганчу с цветным фоном", выполненных в нише на балконе с западной части здания? Для чего парадная лестница, ведущая в гавань, появляется неожиданно только после того, как завершается обход галереи, будто это мастерски продуманный режиссерский ход? На эти и другие загадки, будто специально поджидающие путника на каждом шагу в окрестностях Замка Мирамаре, невозможно найти ответ, не познакомившись ближе с личностью человека, который в этом творении воплотил свои мечты, научные изыскания, и свой опыт путешественника.

 

Фердинанд Максимилиан Габсбург родился во дворце Шёнбрунн 6 июля 1832 года, у эрцгерцога Франца-Карла Габсбургского и его жены Софии Виттельсбах, (спустя два года после своего брата Франца-Иосифа, ставшего Императором Австро-Венгерской Империи 2 декабря 1848 года в возрасте восемнадцати лет). Максимилиан получил превосходное образование, и очень рано стало понятно, что он проявляет выдающиеся способности в науках, особенно в ботанике [1].

 

В возрасте 17 лет, в 1849 году на окраине парка Шёнбрунн он выстроил небольшое шале "Максинг", куда удалялся от двора, чтобы насладиться общением с природой и изучать растения. Значимое влияние на развитие его личности оказало путешествие 1850 года по Греции, Турции и Далматии вместе с младшим братом Карлом-Людвигом. В своем путевом дневнике "Моё первое путешествие" он дает детальное описание мест, которые посетил. В поездке братьев сопровождал живописец Йохан Непомук Гейгер, чьи живописные полотна можно увидеть сегодня в замке Мирамаре.

 

Ранним утром 30 июля 1851 года Максимилиан, сопровождаемый несколькими знакомыми, взошел на борт фригата "Новара", пришвартованного в Триесте, чтобы осуществить свое давнее желание – отправиться в путешествие по морю, посетить Италию (в 1851), Испанию и Португалию (в первой половине 1852) [2]. В своем дневнике он подробно описывает свои впечатления, обращая особое внимание на архитектурные ансамбли – так, восторгаясь садом Флора в Палермо, отмечает: "Что наиболее прекрасно в Италии, и что мы, северяне, никак не можем постигнуть – искуство соединения архитектуры с природой" [3]. Во второй половине июля фрегат "Новара" прибыл в Алжир, и Максимилиан был поражен необычной красотой его белокаменных городов [4].

 

По возвращении в Триест (в августе 1952 года) Максимилиан провел некоторое время в Военно-морских силах Австрии, а позже, 10 сентября 1854 года, Франц-Иосиф назначил его Контр-адмиралом Австрийского военно-морского флота.

 

Однажды, холодным весенним днем 1855 года Максимилиан Габсбург совершал лодочную прогулку, неожиданно налетели порывы сильного ветра Бора, и морякам пришлось пристать к бухте Гриньано Триестинского залива, защищенной с севера скалистым выступом. Эрцгерцог был так поражен первозданной красотой побережья и холмистыми берегами (в то время лишенными растительности), что загорелся идеей приобрести это место, чтобы затем реализовать то, что было мечтой всей его жизни – создать парк и дворец, соответствующий его рангу.

 

Для работы над эскизами поместья был приглашен австрийский архитектор Карл Юнкер. В первой серии акварелей, представленных эрцгерцогу в элегантной кожаной папке, здание больше напоминало виллу, первый этаж был окружен аркадой, а второй – открытой лоджией. Эти эскизы не до конца устроили Максимилиана, и он обратился к триестинскому инженеру Джованни Берламу, однако малый размер и некомпетентный характер проекта, представленный им, заставил эрцгерцога вновь заказать очередной вариант проекта здания Юнкеру. Далее австрийский архитектор работал над разработкой объема здания, которое все больше напоминало замок, и планировкой окружающего парка, регулярно получая подробные инструкции от заказчика.

 

Карл Юнкер под руководством Максимилиана расположил здание на скалистом выступе таким образом, что аппартаменты эрцгерцога и его гостей оказались обращены в сторону моря, и комнаты на протяжении всего дня освещались солнечным светом. Также единый первоначально объем здания был разделен на два блока, соединенных между собой лестницей, что давало возможность наблюдать одновременно два города – Триест и Дуино, таким образом обозревая весь залив.

 

  • Вид с прогулочной террасы на гавань
  • Скульптура орла – символа власти
  • Вид с прогулочной террасы на гавань, откуда в апреле 1864 года корабль Новара отправился в Мексику
  • Вид на цветники в парке Мирамаре
  • Партер

Строительные работы начались 1 марта 1856 года с укладки фундамента и возведения подпорных стен, поднимающих строительную площадку приблизительно на 15 метров над уровнем моря.

 

В замке Мирамаре средневековые черты и готические мотивы сплетаются с особенностями исламской, византийской, романской и ренессансной архитектуры, создавая неожиданную, но изысканную смесь, иллюстрирующую модный в то время стиль – Исторический Романтизм.

 

Парк Мирамаре задумывался как приватный, в нем нет парадных ворот или впечатляющих главных аллей, ведущих к замку. Только те, кто прибывает со стороны моря и причаливает к берегу в маленькой гавани, могут насладиться грандиозным видом на парадную лестницу, торжественно поднимающуюся к замку. Планировка разрабатывалась по образцу ландшафтного парка, внимательно адаптировалась к особенностям скалистого ландшафта. Максимилиан рассматривал парк как прекрасную возможность экспериментировать с акклиматизацией новых растений, привезенных из разных концов света. Он организовал первую крупномасштабную научную кругосветную экспедицию Австрийского Императорского флота, которая состоялась с 30 апреля 1957 года по 30 августа 1959 года, и привезла обширный ботанический, зоологический и культурный материал из Рио-де-Жанейро, Кейптауна, Цейлона, Сингапура, Гонконга, Шанхая, Сиднея, Таити и других мест, значительно обогатив коллекции австрийских музеев [5]. Осенью 1859 года эрцгерцог и его жена Шарлотта отправились в круиз по Атлантике, а затем, в первых месяцах 1860 года Максимилиан поехал в Бразилию для того, чтобы собрать и занести в каталог определенные виды аронниковых (Aroideae). Некоторые экзотические растения, посаженные Максимилианом в парке Мирамаре, выжили, некоторые погибли с течением времени, однако общая дендрологическая схема сада осталась неизменной и дошла до наших дней.

 

Максимилиан Габсбург видел Мирамаре не только как свою резиденцию, но и как домашний очаг для своей семьи в непосредственной близости с природой. Годы, прожитые в Мирамаре, были самыми счастливыми в его жизни, и в дальнейшем, даже в самые трагические времена, образ дома жил в его сердце, и надежда когда-либо вернуться туда придавала ему силы.

 

Текст написан по личным впечатлениям

автора от посещения замка и парка Мирамаре.

Фото автора

 

Литература:

  1. Fabiani, R. Miramare Castle. The Historic Museum. Milano, 2009.

  2. Maximilian, Emperor of Mexico. Recollections of my life. London: R. Bentley, 1868. (Т.I, стр.2).

  3. Там же. (Т.II, стр.19).

  4. Там же. (Т.II, стр.161).

  5. Organ, M. The Austrian Imperial Frigate SMS Novara 1843–99. A History of “the most magnificent vessel”. 2007.


       


Смотрите также

Ландшафт большого города 25 июля 2019 года

Все больше владельцев загородных домов на территории России уделяют внимание профессиональному ландшафтному дизайну. ... 


Комментарии