• Версия для печати
  •               Просмотров 13244 Добавить в избраное

Roberto Burle Marx / Роберто Бюрле Маркс

(1909–1994)


Roberto Burle Marx / Роберто Бюрле Маркс

Все мы родом из детства. Воспитание, окружение влияет на нашу жизнь и строит нашу биографию. Roberto Burle Marx родился 4 августа 1909 года в Рио-де-Жанейро. Отец был родом из Германии, а мать – женщина необычной бразильской красоты. Именно  она привила Roberto любовь к искусству, музыке, литературе, живописи и саду. Вместе с матерью он часто работал  в их саду недалеко от Capacabana Beach и тогда никто не знал, что слова Рио-де-Жанейро – Capacabana Beach – Roberto Burle Marx – станут синонимами.

 

В Бразилии его знают все  - таксисты, садоводы, учителя, торговцы на рынках. Roberto и до смерти был национальной иконой. Он внес огромный вклад в художественную жизнь страны. Он вывел свою любимую Бразилию в передовые страны в области ландшафтной архитектуры. Многие современные дизайнеры стремятся посетить Бразилию, увидеть работы гения, оценить легкость, с которой он манипулировал большими городскими пространствами, попробовать перенять его стиль, хотя… трудно подражать гению, каким был Roberto Burle Marx.

 

И все-таки, дар, который он получил на небесах, был подкреплен цепью событий, которые вели  талантливого юношу по жизни. Прежде всего, повезло с учителями.

 

Когда в 1928 году семья уехала в Германию, Roberto Burle Marx стажировался в Dahlem Botanic Garden в Берлине и именно оттуда он вынес любовь к бразильским растениям, именно там Hare Forster научил его ценить злаки, их грацию, текстуру и архитектурные достоинства.

 

Строго говоря, текстура – вот что является основной движущей силой всех работ Roberto Burle Marx.

 

Хорошо зная растения, он добивался необычных, колдовских сочетаний из обычных растений – «Ценность растений в композиции подобна ценности окраски в живописном полотне и всегда не является относительной. Растение получает ценность благодаря контрасту или гармонии, которая создается от соседства с другими растениями.

 

Когда Roberto Burle Marx вернулся в Бразилию, полный новаторских идей об использовании местных растений, он совершил огромное количество экспедиций в леса Амазонии  и различные другие уголки огромной Бразилии, чтобы найти и исследовать флору этой страны.

 

Уже в его первых проектах начали появляться орхидеи, алоказии, антуриумы, бромеливые, циперусы и т.д. Для многих стало шоком, что в городских садах используются растения, считающиеся совершенно бесполезными сорняками джунглей. Но только Lucio Costa, который жил недалеко от Roberto Burle Marx, знал его с детства и наблюдал за становлением молодого таланта. Более того, Lucio Costa стал преподавателем Roberto Burle Marx в School of Fine Arts и после окончания её рекомендовал его своим друзьям – архитекторам в том числе Oscar Niemeyer.

 

С этого момента карьера Roberto Burle Marx развивалась стремительно: в 1934 году он был назначен директором парков и садов в Recife и уже спустя 4 года Costa и Niemeyer пригласили его работать над проектом озеленения министерства образования и культуры в Рио-де-Жанейро. Ему все удавалось легко и получалось прекрасно – от фрески в новом здании министерства до сада на крыше там же.

 

Революционный, новаторский, волнующий подход Roberto Burle Marx к созданию садов совпал с общественным движением, которое будоражило всю Бразилию в 1930 году. Интеллигенты уже призывали отказываться от всего европейского, искать свою национальную идею, красоту в своей стране, обратиться к своей культуре, не забывая малочисленные народы, такие как Tupi-Guarani. Лидер этого движения Oswald de Andrade написал книгу "Revista de Antripofagia", в которой поставил  перед бразильским народом выбор: "Tupi или не Tupi, вот в чем вопрос?"

 

На фоне всех этих событий стремление Roberto Burle Marx использовать местные растения, местные материалы, стало особенно актуально. Он с большим напором продвигал эту идею, используя свои малочисленные связи и работу для бразильского правительства. Самое главное то, что он делал, нравилось людям – это было непонятно, но красиво, притягательно, так же как и сама личность Roberto Burle Marx. Приемы, которые он использовал, были новаторскими – плавные перетекающие линии, соединенные с крупными рядами архитектурных растений. Так же он любил использовать камни, булыжники, мозаику, бетон.

 

Начиная  с 1940 года у него появилось очень много проектов от общественности, такие как  Museum of Art в Belo Horizonte его частного парка, созданного в 1946 году и принес ему мировую славу, речь идет о Odette Monteiro около Petropolis. 

 


Все его частные сады – это абстрактные картины, перенесенные в ландшафтные проекты.

Создание абстрактного сада требует намного больше умения  и навыка чем создание  хорошего формального или пейзажного сада. Риск проиграть и все испортить очень велик, ведь если "абстрактные формы" не хороши сами по себе, в них нет ничего, на что можно опереться, но когда они успешно выполнены, то выбивают аккорд симпатии в человеческом сознании – так высоко оценивает работы Roberto Burle Marx великая Сильвия Кроу (Sylvia Crowe).

Для своих проектов он выискивал растения по всей стране, обращая внимание на их необычные декоративные качества, также он использовал растения из Южной Африки, Индии, Мексики, Австралии, Центральной Америки. В то время питомников в Бразилии не было, не было крупных растений и Roberto Burle Marx принял решение создать свой сад-питомник. Для этих целей в 1949 году он купил землю недалеко от Рио-де-Жанейро, и разместил там коллекцию своих растений. Там же находится старый дом и церковь XVI века, которые были отреставрированы, и где художник жил с 1973 года до своей смерти в 1994 году.

 

А заказы все прибывали и прибывали, не давая возможность закончить гениальный трехцветный променад вдоль побережья Рио-де-Жанейро, который впоследствии стал символом города. Copacobana Beach - место где стоят самые шикарные гостиницы и рестораны, где назначаются деловые встречи  и любовные свидания, где каждое утро тысячи кариоков занимаются спортом. Серая, белая, коричневая мозаика образуют причудливые волны, прерываясь группами деревьев и символизирует разные расы, населяющие Рио-де-Жанейро. Roberto Burle Marx создал здесь уникальный парк Flamengo, где было высажено большое количество пальмовых деревьев, в отдельных зонах устроены небольшие садики с использованием водоемов, водных растений, лотоса, традесканции – и все без единого изъяна – все четко просчитано, цветовые акценты подобраны с большим вкусом.

 


Честно говоря, вода во всех проектах Roberto Burle Marx играла важную роль – вода-отражение, вода-зеркало – чтобы  еще раз подчеркнуть красоту необычной флоры Бразилии. Одним из лучших примеров является сад, созданный для резиденции Olivo Gomes в 1950 году. По берегу огромного озера высажены Schirolobium parahybum (в народе Tower tree), которые разбивают пространство озера и обращают внимание на задний план участка. Подбивают деревья растения-"птицы" Thyphonodorum Lindleyanum, которые будто присели на воду и вот-вот взлетят.

 

Влияние Roberto Burle Marx быстро росло и в 1984 году он стал профессором ландшафтного дизайна в Школе архитектуры Университета Бразилии. И уже в 1960 году, когда Рио-де-Жанейро перестало быть столицей, он вместе с Nymeyerom полностью разработали архитектурно-ландшафтную концепцию новой  столицы Бразилии – Brasilia.

 

 

Одновременно он работал  в Аргентине, Чили, Калифорнии, Вашингтоне и  Париже, читал лекции и выполнял частные заказы, а также пополнял свою коллекцию растений, собранных на площади 100 акров. Это было место, где художник работал в последние годы, где была построена его мастерская, где он наблюдал за сочетаниями растений, изобретая все новые и новые схемы. Сейчас это место называется Sitio Burle Marx, оно было пожертвовано бразильскому правительству и стало национальным памятником. Сад поднимается в гору, постоянно открывая взору его посетителей новые виды.

 

Поражает аскетизм дома, необычные окраски в интерьере, множество милых деталей, которые делают дом домом, огромный стол, покрытый авторской скатертью – видимо в доме часто бывали гости, анфилада дверей, оконные рамы, каждая из которых является обрамлением  садовой картины. В сад можно выйти из любой комнаты. С одной стороны  вы попадаете в утонченный сад с украшенным бромелиями регулярным водоемом и античными колоннами. Местные поговаривают, что блоки декоративной стены были спасены самим Roberto Burle Marx во время очередного восстания. Эта часть сада очень яркая, особенно когда за стеной зацветает Огненное дерево (Delonix regia).

 


Другая сторона околодомного пространства – спокойная, огромные валуны на квадратных клумбах соседствуют с простыми плитами, мощением и гранитной мозаикой. Все выдержано в спокойных серо-зелено-коричневых тонах. Очень много злаков. Чуть дальше открывается самая загадочная часть сада – скрытое от посторонних глаз барбекю, место для приема гостей (площадь приблизительно 60 кв.м), место для уединенной медитации, простые формы. С плоской крыши течет вода, а поодаль разместилось огромное дерево с причудливыми корнями и серо-белой корой, подножие которого украшено афиопогоном. Аура этого места – потрясающая, очень не хотелось уходить. Именно там я вспомнила, как в первый раз узнала о Roberto Burle Marx  - 2005 год, Chaumont-Sur-Loire, тема: "Сады Воспоминаний". Небольшой садик был посвящен году Бразилии во Франции, и на водной глади – яркие настилы с абстрактной росписью – три цвета, белый, красный, черный, огромные агавы, циперус – все как положено. Огромной мощью повеяло от этой композиции, и я решила, что по приезде в Москву обязательно разберусь. Разобраться сумела только в январе 2007 года, когда мы организовали поездку в Бразилию, посвященную творчеству Roberto Burle Marx.

.

К сожалению, многие общественные сады, сделанные мастером, не содержаться сегодня на должном уровне, но Sitio Burle Marx процветает и поражает воображение всех посетителей.

Есть всего две ежедневных экскурсии - в 9:30 и в 13:30. Не дай бог опоздать! По саду Вас кроме экскурсовода сопровождают охранники.

Мастерская стоит особняком, полна света, и нет картин, потрясает огромная зеленая дверь и затейливые скульптуры местных аборигенов. И опять выход в сад.

По словам Roberto Burle Marx: "Сад должен обладать ясностью, чтобы быть понятным и его следует понять, чтобы им наслаждаться".

Не имея специального ландшафтного образования, он стал первым в Бразилии, но кроме этого он занимался живописью, скульптурой, разрабатывал сценические костюмы для театральных действий, увлекался созданием ювелирных изделий, а в душе все же оставался ботаником.

 

За свою жизнь он сделал около 3000 ландшафтных проектов – проектов, где не было никакого подражания, крайне непохожих на проекты современников и воспитал огромное количество учеников. В настоящее время Isabel Duprat, которая долгое время работала с мастером и хорошо изучила его почерк, создала потрясающий сад в Сан-Пауло в банке Бостон, подобно саду на крыше Safra банка, который был воплощен в жизнь Roberto Burle Marx в 1982 году. В этом проекте  чувствуется влияние кубизма в сочетании с трехмерными извилистыми формами.

 


Другая ученица - Anna Maria Prado Dantos - завершила проект, созданный Roberto Burle Marx 30 лет назад, в самом богатом районе Сан-Пауло - Gidade Jardin, и внесла свои дополнения. Руководствуясь идеями Roberto Burle Marx, Sonia Infante, получив заказ на оформление 48 тыс. кв.м влажной долины говорит: "Мне нравится работать с большими областями, где я могу выразить свою творческую направленность. Подобно Roberto Burle Marx, я думаю о садоводстве как о живописном полотне на огромном холсте красками, текстурой и формами растений».

 

Сады Бразилии очень разнообразны и это разнообразие обязано одному человеку – Roberto Burle Marx.

 

Татьяна Койсман,

специально для GARDENER.ru
 


 

Сады и парки, в создании которых участвовал Роберто Бюрле Маркс:

  • Alberto Kronsforth Residence, Teresopolis

  • Biscayne Boulevard, Florida (USA)

  • BNDES Building, Rio de Janeiro

  • Copacabana Promenade, Rio de Janeiro

  • Edmundo Cavanellas Residence, near Petropolis

  • Embassy of Belgium Garden, Brazilia

  • Flamengo Park, Rio de Janeiro

  • Ibirapuera Park, Sao Paulo

  • Inhotim Cultural Centre, Sao Joaquim de Bicas

  • Kuala Lumpur City Centre (KLCC) Park, Kuala Lumpur (Malaysia)

  • Longwood Gardens, Pennsylvania (USA)

  • Mangrove Fazenda, Rio de Janeiro

  • Ministry of the Army, Brazilia

  • Ministry of Education and Health, Rio de Janeiro

  • Ministry of Foreign Affairs, Brazilia

  • Moreira Salles Institute, Rio de Janeiro

  • Odette Monteiro Residence, Petropolis

  • Olivo Gomes Residence, Sao Jose dos Campos

  • Pampulha, Belo Horizonte

  • Parque del Este, Caracas (Venezuela)

  • Peru Square, Buenos Aires (Argentina)

  • Petrobras Building, Rio de Janeiro

  • Raul de Souza Martins Residence, Petropolis

  • Sitio Roberto Burle Marx, Rio de Janeiro

  • Tribunal de Contas da Uniao, Brazilia

  • USIMINAS Building, Belo Horizonte

  • Vargem Grande, Areias

 


 

В увлекательные путешествия по садам Бразилии, а также других стран мира Вам поможет отправиться Центр садового искусства "Гертруда".
Адрес: Москва, ул. Арбат дом 35, оф. 527
Тел.: 248-04-63, 136-28-76, 247-96-04


       


Смотрите также

John Vanbrugh / Джон Ванбру

Сегодня историки признают Джона Ванбру как одного из самых значительных представителей эпохи расцвета английского барокко. Ванбру никогда не учился садовому дизайну и тем б ... 


Комментарии