GARDENER.RU
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА САДА
(1897–1984)


Коржев Михаил Петрович

Окончил ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) в 1926 году, получил звание архитектора-художника, тема дипломного проекта – Международный Красный стадион в Москве. Обучался в мастерской Н.А.Ладовского. В 1927 году поступил  в Аспирантуру архитектурного факультета ВХУТЕМАСа.

 

В студенческие годы успешно выполнял эскизы на выявление и выражение массы и веса, на выявление формы, конструкции, динамики, ритма, отношений и пропорций на плоскости. Благодаря этому,  по рекомендации Ладовского, еще будучи студентом, преподавал студентам младших курсов дисциплину «Пространство» по так называемому психоаналитическому методу в основном факультете ВХУТЕМАСа вместе с В.Ф.Кринским и своими сокурсниками М.А.Туркусом и И.В.Ламцовым.

 

В 1923 году принимал участие под руководством архитектора А.М.Рухлядева в проектировании раздела «Старая и новая деревня»  Всероссийской сельско-хозяйственной и кустарно-промышленной выставки.

 

В 1924 году  вместе со своими сокурсниками по мастерской Ладовского – М.А.Туркусом, И.В.Ламцовым, В.Н.Симбирцевым, А.Е.Аркиным, Г.Т.Крутиковым и другими – принял участие в конкурсе на архитектурный проект Международного Красного стадиона на Воробьевых горах, проводимом среди студентов. Проект Михаила Петровича был отмечен премией. Под руководством Ладовского этот коллектив разработал проект окончательного варианта стадиона,  который получил Гран-при в Париже в 1925 году.

 

Во время учебы вместе со своим руководителем мастерской Н.А.Ладовским и многими коллегами принял участие в создании Ассоциации новых архитекторов – АСНОВА, где был на главных ролях. Достаточно перечислить имена тогдашних студентов и архитекторов, которые входили в эту общественную профессиональную организацию, чтобы понять ее влияние на развитие советской архитектуры еще до создания Союза архитекторов СССР. В.С.Балихин, Л.М.Лисицкий, К.С.Мельников, В.Ф.Кринский, А.М.Рухлядев, М.П.Коржев, Т.Н.Варенцов, А.Я.Карра, М.А.Туркус, И.В.Ламцов, А.В.Бунин, Л.С.Залесская, М.Г.Круглова, Г.Т.Крутиков, В.А.Лавров, В.А.Мыслин, М.И.Прохорова, О.А.Иванова.

 

По окончанию ВХУТЕМАСа – собственная мастерская, преподавание в ВХУТЕИНе дисциплины «Архитектурное пространство», в 1927-1930 годах – аспирантура Московского архитектурного института. В 1929 – 1932 годах Михаил Петрович работает в Проектном бюро ЦПКиО вместе с бывшими соратниками по мастерской Ладовского – Л.С.Залесской, М.И.Прохоровой,  И.П.Кычаковым, А.С.Коробовым под руководством сначала Л.М.Лисицкого, а затем К.С.Мельникова над малыми архитектурными формами парка. Многочисленные проекты того времени, в том числе конкурсные – конкурс на павильон Торгпредства СССР в Страсбурге, Франция, 1929 год – одна из трех премий, конкурс на    Дом промыщленности в Москве (совместно с Л.М.Лисицким, Л.С.Залесской и М.И.Прохоровой) конкурс на здание Академии наук в Минске, 1930 год (совместно с Л.С.Залесской и М.И.Прохоровой), конкурс на Дворец культуры Пролетарского района (1-й тур совместно с  Н.А.Быковой, А.С.Коробовым, Ю.К.Спасским, М.А.Туркусом, 2-й тур совместно с Г.Т.Крутиковым и С.А.Лопатиным), конкурс на синтетический театр в Свердловске, 1931 год (совместно с Л.С.Залесской, М.И.Прохоровой и М.А.Туркусом).

 

1932 год – год создания на платформе ВОПРА – Всесоюзного объединения пролетарских архитекторов – Союза архитекторов СССР. Михаил Петрович вместе со своими коллегами по АСНОВА  в течение года противится вхождению во вновь созданную профессиональную общественную организацию, взгляды и направление творческой деятельности которой пока не разделяет.

 

1932 и последующие два года – работа в Госзеленстрое. Опять коллеги по АСНОВА, преимущественно выпускники мастерской Ладовского. Новые проекты парков – Саратовский ПКиО (соавтор А.С.Коробов),  ПКиО в Минске (соавторы Л.С.Залесская, М.И.Прохорова, Л.Е.Розенберг), ПКиО в Новосибирске (конкурс), Сталинградский ПКиО (вновь с А.С.Коробовым), ПКиО в Электростали (совместно с В.И.Добрецовым), парк в Воронеже (совместно с М.И.Прохоровой), Схема озеленения Саранского пеньково-джутового комбината. Тогда же, в 1932 году, началась совместная с М.И.Прохоровой работа над Измайловским ПКиО, продолжавшаяся 17 лет. Об этом периоде творческой деятельности - читай статью М.П.Коржева  «История планировки Измайловского ПКиО» в сборнике НИИ культуры «Парк и отдых»,1976 год.

 

В 1935 году – переход в Планировочные мастерские Моссовета.   Здесь в мастерской №6 вместе с М.И Прохоровой он продолжает работу над Измайловским ПКиО, а потом в мастерской №5 разрабатывает проект парка на берегах вновь создаваемого в системе канала имени Москвы Химкинского водохранилища. Далее – мастерская садов и парков под руководством архитектора В.И.Долганова, и вновь работа над Измайловским ПКиО вместе с М.И.Прохоровой до 1938 года, когда их проект генерального плана утвержден и активно реализуется в западной части парка. Последний генеральный план Измайловского ПКиО они разработали и утвердили в 1948 году. И все, что на сегодня мы можем видеть достойного в области ландшафтной архитектуры на территории парка – это заслуги Михаила Петровича и Милиции Ивановны. После реализации, хотя и не в полном объеме, столь грандиозных преобразований в Измайловском ПКиО больше не проходило.

 

В период подготовки Москвы к празднованию 800-летия основания Михаилом Петровичем  был выполнен и реализован проект благоустройства территории на Петровке от Кузнецкого моста до Пименского переулка. Там на месте снесенной старой застройки возник хорошо и озелененный участок с популярным в течение почти 4-х десятилетий кафе «Дружба». И лишь в начале этого века на его месте возник т.н. «Дом Берлина».

 

С 1949 года М.П.Коржев вместе с В.И.Долгановым и М.И.Прохоровой работают в архитектурно-планировочной мастерской Управления по делам архитектуры Моссовета над дальнейшим развитием системы озеленения города в составе очередного генерального плана Москвы на новый расчетный период. Тогда, по предложению В.И.Сталина, расчетный срок был определен в 10 лет, т.е. на 1950 – 1959 годы.

 

Почти одновременно началась совместная с М.И.Прохоровой работа   над озеленением территории МГУ на Ленинских горах – над самым грандиозным проектом всей его творческой жизни. К 1954 году проект был полностью реализован. И даже сейчас, спустя полвека, мы можем увидеть и оценить этот удивительно масштабный и величественный объект, ставший настоящим памятником московского садово-паркового искусства советского периода.

 

Не покидая мастерской озеленения образованного в 1951 году Института генерального плана Москвы, Михаил Петрович  руководит Сектором благоустройства и озеленения населенных мест НИИ градостроительства Академии архитектуры СССР. Результатом его деятельности в этот период стало пособие по проектированию «Озеленение советских городов», выпущенное Госстройиздатом в 1954 году. В этом пособии под его руководством   подытожена практически вся проектная деятельность не только самого Михаила Петрович, но и специалистов всей страны в области, которую сегодня мы называем ландшафтной архитектурой за предшествующие полвека.

 

С 1957 года началась длительная работа Михаила Петрович над проектом развития для массового отдыха территории Клязьминского лесопарка, включающего и известный Лосиноостровский лесной массив и охватывающий территорию почти в 6 тысяч гектар. Совместно с рядом специалистов-лесоводов им были произведены экспериментальные посадки насаждений на ряде участков, которые его коллеги по настоящее время называют «Коржевскими» в знак признания его профессионализма.

 

В мастерской В.И.Долганов М.П.Коржев работает до 1961 года, до времени перевода этой мастерской во  вновь образованный Институт по проектированию внешнего благоустройства и озеленения ГлавАПУ города Москвы, именуемый в настоящее время ГУП «Моспроект – 3».

 

В 60-70-е годы Михаил Петрович сотрудничает с НИИ культуры при Министерстве культуры РСФСР, ведет большую общественную работу в Союзе архитекторов СССР совместно с Л.С.Залесской и во Всесоюзном обществе охраны природы.

 

Внешний облик Михаила Петровича очень удачно отобразил в своем триптихе его сын, известный советский художник Гелий Михайлович Коржев, в образе Дон Кихота. Вероятно те, кто хорошо знал Михаила Петровича и его многолетнюю деятельность, согласятся с такой меткой оценкой этого  бесспорного «патриарха» советской ландшафтной архитектуры. 


Заслуженный архитектор РСФСР,
Почётный архитектор России,
Лауреат премий СМ СССР и Москвы
Иванов В.И., cпециально для GARDENER.ru.
Фото - © МУАР

 


 

Основные проекты и постройки М.П. Коржева

 


 


Основные публикации М.П. Коржева. Библиография
 


Комментарии

 

Copyright 2003-2021 © GARDENER.ru - Ландшафтный дизайн и архитектура сада. Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № Эл 77-6966).
При перепечатке материалов активная ссылка на портал Gardener.ru обязательна.