GARDENER.RU
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА САДА
(1883 – 1978)


Bertram Clough Williams-Ellis / Бертрам Клаф Уильямс-Эллис

Бертрам Клаф Уильямс-Эллис родился в Центральной Англии, в Гейтоне, в 1883 году. Его отец происходил из знатного валлийского рода, поэтому в 1887 году принял решение перебраться с семьей на родные земли - в Северный Уэльс. Клафа отправили на обучение в Нортгемптоншир -  в одну из старейших государственных школ в стране, а после ее окончания он поступил в Тринити-колледж в Кембридже, однако обучение там не закончил. В 1903 году Клаф уехал в Лондон, где в течение пяти месяцев обучался в архитектурной школе Architectural Association School of Architecture, после чего несколько месяцев работал в качестве архитектора.

 

Основав вскоре в Лондоне собственную архитектурную практику, Уильямс-Эллис занялся эксклюзивным строительством и перестройкой частных резиденций. Его стиль работы впоследствии был описан английским историком архитектуры Джоном Мартином Робинсоном (John Martin Robinson) как нечто среднее между капской архитектурой и разновидностью театрализованного итальянского стиля. 

 

Уильямс-Эллис обычно больше полагался на свою врожденную интуицию и чувство стиля, нежели чем профессионализм архитектора и дизайнера, и, поскольку, в этом виделся определенный креативный элемент, качество его работы и мастерство всегда были безошибочными.

 

Свою ландшафтно-архитектурную практику Уильямс-Эллис начал с перестройки доставшегося ему по наследству в 1908 году родового поместья Плас Бронденв (Plas Brondanw). Впоследствии, он приобрел славу амбициозного архитектора, согласившись на масштабные преобразования «итальянской деревне» Портмейрион (Portmeirion) в Северном Уэльсе. Архитектура и декор садов в Портмейрионе, выполненных в стиле рококо - важная составная часть общей схемы, которая связывает вместе различные строения деревни. Над этим проектом Уильямс-Эллис работал в течение 45 лет - с 1925 по 1970 гг.

 

В 1951 году Плас Бронденв был сильно поврежден пожаром, но полная реставрация, которая длилась 2 года, позволила архитектору значительно усовершенствовать сад. В окружении Уэльских Холмов итальянский сад Уильямса-Эллиса демонстрировал строгий архитектурный стиль с колоновидными кипарисами, плотными тисовым изгородям и ступенями, связывающими различные уровни сада. Огромные вазоны здесь уравновешены утонченными статуями, установленными в арках в стене на одном конце тисовой аллеи, а на другом конце арки повторяются в стриженных тисовых рядах. В саду есть фонтан в форме херувимчика на лошади, облаченного в пожарный шлем. Окружающие холмы видны с любой точки сада - из небольшого круглого окна бельведера с одного конца длинной террасы и с террасы с фонтаном, которым заканчивается одна из тисовых аллей. Дальше за садом, куда тропинка ведет по холмистой, поросшей лесом местности, Уильямс-Эллис возвел замок Бронденв. Британский архитектор  Кристофер Хассей (Christopher Hussey) так описывал эту зубчатую башню в журнале «Сельская жизнь» (Country Life): «Там, где богатые землевладельцы превращали свои имения в ландшафтные картины, Уильямс-Эллис сотворил пышно украшенное сооружение - башню с панорамными видами на горы и устье реки».

 

Самый успешный, выразительный и наиболее соответствующий взглядам и предпочтениям архитектора проект был осуществлен в поместье Oare House в Вилтшире. С архитектурной точки зрения, эта работа Уильямс-Эллиса является показательной, т.к. представляет элементы, в которых он был безусловным профессионалом: ворота, мебель и декор. С одной стороны дома он достроил библиотеку, к которой примыкает садовая зона. Здесь начинается дорожка, бегущая через перголу,  мимо маленького формального пруда с лилиями. Тропинка устремляется к одной из уединенных садовых комнат, которая окружена кирпичными стенами и тисово-лаймовыми живыми изгородями. Сквозь это пространство взгляд скользит к летнему домику с лоджией.

 

От дома, мимо библиотеки, кирпичная дорожка ведет к проходу в кирпичной стене, откуда открывается вид на центральную зону сада. С широкой каменной террасы перед домом лужайка спускается к кирпичной стене с бордюрами на переднем плане, разделенными по центру широкими коваными воротами, украшенными по обе стороны вазонами. Отсюда, пересекая элегантный сад с бассейном и деревянными скамейками, можно попасть в другой конец сада, ограниченный тисовой изгородью и защищенный стеной из остролиста. Вид с террасы дома вниз к воротам, бассейну и парку впечатляет и театрализован в духе того времени.

 

Клаф Уильямс-Эллис в своих мемуарах часто называл себя «Странствующий архитектор». Он явно выбивался из общей массы практикующих специалистов, и его индивидуальность самым наглядным образом проявлялась в его работах. Его талант был высоко оценен обществом - Клаф Уильямс-Эллис занимал должность вице-президента Института Ландшафтных Архитекторов, а в 1971 году был удостоен рыцарского звания.

 

Его преданность классицизму, романтические взгляды на ландшафтный дизайн и полупрофессиональный статус, будто возвращали Уильямс-Эллиса в XVIII век. В Nantclwyd Hall и Dalton Hall, появившимся в послевоенные годы на закате его карьеры, ощущается свежесть его идей, в то время когда экономические условия призывали к более утилитарному подходу в архитектуре, и когда садовый декор для многих стал необыкновенной роскошью.

 

Михаил Щеглов, Юлия Полякова

GARDENER.ru 

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовал Бертрам Клаф Уильямс-Эллис :

 


Комментарии

 

Copyright 2003-2021 © GARDENER.ru - Ландшафтный дизайн и архитектура сада. Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № Эл 77-6966).
При перепечатке материалов активная ссылка на портал Gardener.ru обязательна.