• Версия для печати
  •               Просмотров 6952 Добавить в избраное

Сад российско-японской дружбы

Парки в жизни современного человека играют все большую роль. С ростом населения и увеличения количества автомобилей парк становится практически единственным местом, где происходит снижение шумовой и визуальный нагрузки, общение с природой позволяет пользователю переключиться с активного бега на тихий шаг. В последнее время в разных городах России было построено несколько значимых парков, авторами которых чаще становились не российские специалисты. Однако наследие парков имеет российские корни.

 

Удивительная история произошла со мной недавно в городе Сочи. Совершенно случайно встретилась городская площадка с интересным названием - Сад российско-японской дружбы. Автором является дендролог-декоратор, ландшафтный дизайнер Сергей Венчагов. Чтобы понять значимость объекта и уникальность самой площадки хочется обратиться к семидесятым-восьмидесятым годам прошлого века, когда была дана установка на обновление парков главного города-курорта Сочи.

 

"Сергей Ильич окончил Московскую сельскохозяйственную Академию им. К.А. Тимирязева. По распределению был направлен в Сочи в хозяйство 9-го отдела КГБ и в течение 20 лет занимался озеленением государственных дач, в том числе и "Бочарова ручья". В апреле 1960 года Венчагов совершает круиз "вокруг Европы" … с целью ознакомления с приемами декоративного оформления, которые впоследствии он использовал в своей практике.

 

Художественному переосмыслению подвергся весь растительный ассортимент, способный зимовать в Сочи. Он вынес в парки, скверы, на улицы города причудливую природную скульптуру из старых коряг и корней, цветущие подпорные стенки, водоемы с замысловатыми мостиками. Под руками Сергея Ильича оживали бетон и ракушечник, сланец и керамзит, галька и другие неожиданные материалы, а в композициях из цветов и растений новая жизнь начиналась у битой посуды и керамики. В теории и на практике талантливый мастер создал новое направление городского паркового дизайна… "зеленые фантазии" Венчагова всегда отличала необыкновенная одухотворенность.

 

С творениями сочинского художника-дендролога приезжали знакомиться делегации специалистов из многих городов Союза и зарубежных стран. На базе сочинских работ С.И. Венчагова в апреле 1987 года прошла Всесоюзная конференция ландшафтных архитекторов, а в октябре 1988 года слет ведущих аранжировщиков России. Организатор и вдохновитель ежегодной выставки цветов "Золотая осень", многократный участник ВДНХ СССР С.И. Венчагов был награжден тремя золотыми (1974, 1980, 1985 годы) и двумя серебряными (1962, 1967 гг.) медалями, многочисленными аттестатами и дипломами. В том числе и за участие в Международной выставке в г. Эрфурте (Германия) и на Всемирной выставке "Экспо-90" в г. Осака (Япония), что подтверждает мировой уровень его работ по озеленению Сочи. Сергей Ильич создал уникальный "венчаговский" стиль, который впоследствии получил название "сочинского", и основал школу декораторов, научив своему мастерству десятки людей…", - отмечает Наталья Захарова, портал Архитектура Сочи.

 

 

Открытие сада состоялось в 1986 году. В 1988 году Ясуши Акаши вручил диплом ООН "Посланец мира" городу Сочи.

 

Сочинский стиль четко прослеживается в Саду российско-японской дружбы. Первое, что привлекает внимание - это уникальная работа с камнем – разнообразие фактур и методов укладки, сочетание материалов. Сергей Ильич в статье журнала "Цветоводство" отмечал о работе с материалом: "…Отбросив все фантазии, подошли к реальности: на складе есть цемент, а на санаторном пляже - песок и галька. Следовательно, возможность одна - облицевать стену галькой. Метод опоры на собственные силы, который с первого взгляда кому-то покажется примитивным, в дальнейшем оказался весьма плодотворным…". Всегда обращая внимание на то, какой местный материал есть под рукой, Сергей Ильич создавал органичную среду.

 

Сад разбит на несколько террас и тематических "комнат". Верхняя терраса у подножья домика, средняя терраса с бамбуковой рощей и нижняя терраса с "сухим ручьем". "Сухой ручей" - как один из ключевых мотивов парка - в Саду российско-японской дружбы выполнен с применением готовых наборных плит из гальки, они создают удивительный эффект движения воды. Ручей точно имитирует гравий, выровненный граблями, точно так же как в японских садах. Сухой ручей обтекает камни, корягу - естественный арт-объект, кустарник и утекает куда-то вдаль, а улица получает интересное содержание и даже проезжая мимо, взгляд останавливается на композиции. Через ручей проложены каменистые уступы дорожки, ведущие к водоему и в бамбуковую рощу. Удивительна не только работа с материалом, удивительна и смысловая составляющая, например, имитация хвоста дракона, выполненная особым типом кладки, имитация маленьких гор, имитация миниатюрных ландшафтов, раскинувшихся вокруг водоёма на террасах. Взгляд постоянно остается внутри и тебе уже никуда не хочется бежать, хочется рассматривать эти детали, хочется вникать в суть происходящего. В этом, наверное, есть главный замысел дизайнера - остановить бег сквозь парк и погрузиться в созерцание природы перед водоемом. Камни у водоема на верхней террасе подбирались друг под друга, создавая удивительный эффект - казалось бы они находятся в "дикой" природе, но при этом чувствуется рука человека, сочетание природного и человеческого создают гармонию.

 

 

Время берет свое, но, несмотря на это, все, что встречается в саду, заставляет тебя размышлять, привлекает взгляд, деталями хочется любоваться. Несколько дорожек ведут пользователя по направлению к домику, дают возможность прогуляться среди деревьев на основном ландшафте, направляют в бамбуковую рощу. На подъеме, у сухого ручья посетителей встречают крупные валуны, они как бы говорят – добро пожаловать. Фонарики, как яркий объект японского стиля, столь натуральны и органичны. Чувствуется во всем работа мастера. Ассортимент растений подбирался согласно традициям Японии. И в этом уникальность сада. Ни один объект не может быть случайным. Несмотря на небольшие размеры самого сада (около 60 соток) и несмотря на его нынешнее состояние (сад требует внимания), по нему постоянно гуляют посетители, под раскидистым кустарником сидят дети и фотографируются взрослые. Уникальность таких объектов состоит в том, что они не кричат, они не хотят ничего перекричать визуально, тихо рассказывают свою историю, помогая расслабиться и познакомиться с культурой. Несмотря на то, что это Сад российско-японской дружбы и японская тематика является ключевой, здесь не возникает диссонанса с окружающей средой. Многоэтажные дома окружили сад, но высокие деревья разгружают эту картину и передают правильное ощущение пространства.

 

Говорить об этом небольшом саде можно бесконечно, … но лучше его посетить.

Наследие Сергея Венчагова заключено во многих объектах города и сегодня команда специалистов историков и архитекторов, дизайнеров работают над тем, чтобы наследие было сохранено и включено в дизайн-код главного курортного города нашей страны.

 

Евгения Кузуб, ландшафтный архитектор

Наталья Захарова, архитектор

Интернет портал "Архитектура Сочи"


 

Проезд:

 

Россия, Краснодарский край, Сочи, сад российско-Японской Дружбы

 

Сад открыт для посещения круглосуточно. Вход свободный.

 


       


Смотрите также

Miami Beach Botanical Garden

Маленький ботанический сад, площадью всего 1.2 га, имеет большое значение для города Майами. Этот уголок природы, расположенный посреди мегаполиса, находится в районе Майам ... 


Комментарии