• Версия для печати
  •               Просмотров 69772 Добавить в избраное

Jupiter Artland
(Арт-сад Юпитер)

Арт-сад Юпитер находится в поместье Боннингтон, всего в нескольких милях от столицы Шотландии, Эдинбурга. Юпитер часто называют садом скульптур, но это определение явно не соизмеряется с грандиозностью и разноплановостью проекта, занимающего площадь более чем в 30 га. Своему появлению сад обязан стараниям супругов Роберта и Ники Уилсон (Robert & Nicky Wilson), которые приобрели поместье Боннингтон в 1999 году.

Мисс Уилсон родилась и выросла в Эдинбурге, затем получила образование скульптора и приобрела профессиональный художественный вкус, изучая искусства в художественных колледжах Челси и Кэмбервелла. После завершения обучения она вышла замуж и родила четырех детей, что заставило ее поставить крест на карьере скульптора и полностью посвятить себя семье. Однажды Ники посетила расположенный недалеко от Боннингтона интересный сад Маленькая Спарта (Little Sparta) с арт-работами художника-скульптора Иэна Гамильтона Финли (Ian Hamilton Finlay) и загорелась желанием последовать его примеру – создать у себя в поместье необычный скульптурный сад. Но она решила собрать в одном месте творения не одного, а разных художников, работающих в различных жанрах и техниках, в том числе и работы самого Финли. Так в поместье Боннингтон появился Арт-сад Юпитер.

Виды, открывающиеся из сада Уилсонов бесподобны. Если смотреть на юг, взгляд скользит по крышам деревенских домов, а дальше вырисовываются холмы Пентлэнда (Pentland Hills). На востоке, за холмистыми зелеными лугами, виднеются очертания Эдинбурга.

Попадая в поместье через необычные металлические ворота, посетители проходят мимо первой художественной инсталляции – Каменной Рощи (Stone Coppice) дизайнера Энди Голдвёси (Andy Goldsworthy). Слой питательной почвы в этой части леса достаточно небольшой, а под ним лежит материнская скальная порода, части которой художник поместил в расщелины между стволами молодых платанов. Работа показывает своеобразную связь дерева с почвой и противоборство между деревом и камнем – мощные корни рвут подземные скалы на части, будто вытаскивая отдельные могучие камни на поверхность, но стволы гнуться и трещат под их натиском.

Подъездная дорога бежит по Холмам Жизни (Life Mounds) - террасированному ландшафту, созданному знаменитым ландшафтным архитектором и дизайнером Чарльзом Дженксом (Charles Jencks). Этот рукотворный ландшафт с водоемами, насыпными берегами и спиральными холмами затмевает даже самую известную работу Дженкса – видоизмененный ландшафт перед Шотландской Национальной Галереей Современного Искусства (Scottish National Gallery of Modern Art).

Jupiter Artland - Арт-сад Юпитер

Дом Уилсонов
в Боннингтоне

 

Своей формой комплекс Холмов Жизни напоминает клетку – строительный материал и основу всего живого на земле. Кроме того, архитектурные элементы, выполненные здесь из песчаника, представляют различные этапы в жизни клеток, в том числе их деление – митоз, отдельно представляя деление мембран и ядер.

Выше, на линии горизонта, виднеется грандиозная фигура, созданная эпатажным английским художником Марком Куином (Marc Quinn). Куин прославился в 1990-х гг. благодаря своим необычным скульптурам, в том числе скульптуре "Беременная Элисон Лэппер" на Трафальгарской площади и работе "Self", представляющей собой голову художника, сделанную из 4,5 литров его собственной замороженной крови. В Юпитере Куин демонстрирует Бомбу Любви (Love Bomb) - гигантскую орхидею из стали и алюминия, возвышающуюся на высоту 12 метров. Разместив этот "Цветок" перед домом, Куин сказал Мисс Вилсон: "У нас в Шотландии такая ужасная погода, что Вам абсолютно точно, выходя из дома, нужно видеть что-то яркое и разноцветное".

Большинство скульптур находится в лесной части усадьбы, за домом. Все они довольно значительны по размерам, но самая крупная из них – Небесный Свод (Firmament) - работа известного скульптора-монументалиста Энтони Гормли (Anthony Gormley). В работе отражена карта звездного неба с созвездиями, а форма скульптуры повторяет форму тела человека в необычной позе.

Художник часто использует собственный образ в своих творениях, но эта работа, установленная на самой вершине холма, на краю леса, пожалуй, самый солидный из всех его автопортретов. Возведенная из 1170 стальных балок и 1019 сваренных между собой стальных шариков, эта могучая фигура изгибается, будто стоит на коленях, преклоняясь перед индустриальным ландшафтом Западного Лотиана (West Lothian) и виднеющимся вдали железнодорожным мостом.

Еще одна "древесно-каменная" работа Энди Голдвёси, с Каменной Рощей которого мы уже встречались на нашем пути – небольшой Каменный Дом Боннингтона (Stone House – Bonnington), размером 6х8 метров. Это, похожее на сарай строение, сложено из местного камня, а вместо пола используется неровная и грубая, очищенная от верхних слоев почвы скальная порода – так называемый подстилающий грунт или "кости ландшафта". Слои грунта и камня являются свидетелями времени и перемен в истории нашей планеты. Удаление верхнего слоя позволяет лучше узнать, что лежит у нас под ногами и скрыто от глаз и заставляет задуматься об этом.

 

Дом в нашем представлении обычно ассоциируется с теплотой, комфортом и защитой от окружающего мира, но, в этом месте природа человека встречается с природой места, которая, будто вторгается в жилище человека.

Одна из пугающих работ, которую можно увидеть под куполом леса - Засасывающая Воронка (Suck the Neck) - очень необычная конструкция Аниш Капур (Anish Kapoor), в которой также используется поверхность земли, но в более мрачной и зловещей манере. Огромная стальная клетка огораживает дыру в земле в виде омута, покрытого слоем металла. Создается впечатление, что клетка нужна не столько для того, чтобы сдержать что-то внутри нее, а скорее, не дать нам быть засосанным в темноту, в неизвестный пугающий мир. Ловушка Аниш Капур - внушающее страх отверстие, которое, будто высасывает саму жизнь сквозь землю в лесу
.


"Холмы Жизни" Чарльза Дженкса
 

 

Поскольку, супруги считают Иэна Финли идейным вдохновителем создания своего сада, здесь, конечно, представлены некоторые из его работ. Финли посетил Боннингтон в конце 2005 г., всего за несколько месяцев до смерти, и выбрал места, где он хотел бы видеть свои арт-объекты. Финли пожелал, чтобы его работы Единственная Связь, Храм Апполона и Десятая Муза были расположены в тихой, лесной части сада - там, где они могли бы дополнять друг друга через присущую им красоту и их взаимосвязь с окружающим ландшафтом.

Единственная Связь (Only Connect) – работа представляющая собой каменный брусок с надписью и мост из известняка, перекинутый через невысокую канаву. Тема работы связана с содержанием романа известного английского романиста Эдварда Моргана Форстера "Говардс Энд".

В самой дальней части лесного сада, среди высоких сосен, Финли расположил белоснежную скульптуру - каменный бюст Десятой музы Сэппфо (Xth Muse). Муза считается покровительницей эротической лирики и символом любви и красоты.

Jupiter Artland - Арт-сад Юпитер

Гигантская паутина
Шейна Уолтнера
 

Может быть поэтому, Роберт и Ники Уилсоны так любят бывать в этой укромной и навевающей на романтические размышления части леса.

 

Храм Аполлона (Temple of Apollo), построенный Финли из портландского известняка, стал последней работой выдающегося художника. Под куполом Храма можно прочитать написанное сусальным золотом изречение - 'Consecutive upon Apollo a titanic revolt in his heart', которое принадлежит деятелю Великой Французской революции Луи Антуану Сен-Жюсту.

В противоположной части поместья, на просторном лугу с дикорастущими травами, Финли установил в ряд 6 пчелиных ульев. По его мнению, они должны дополнять безмятежную атмосферу, царящую в поместье Боннингтон.

Лес по соседству с Храмом Аполлона, кажется, облюбовали призраки Плачущих Девочек (Weeping Girls), которые прячутся между деревьями. Похоже, что они играют в прятки, но порой эта игра переходит в истерию. Сделанные в бронзе и покрашенные в белый цвет, "Девочки" появились благодаря таланту скульптора-сюрреалиста Лауры Форд (Laura Ford). Один друг как-то рассказал художнице историю об ужасной истерике, которая случилась с его маленькой дочерью и последующему эффекту, который произвел на нее собственный заплаканный вид в зеркале. Художница задумала перенести некоторые образы из этой истории в темный уголок леса с меланхоличной и мрачной атмосферой. Пять белых безликих призраков добавляют пейзажу драматические краски, но, в то же время, оживляют его и вносят разнообразие. На посетителей фигуры действуют по-разному, но равнодушным не остается никто. Видимо, этой цели и хотела достичь художница, которая часто использует образы детей и животных в своих необычных, шокирующих работах.

Если Вы встанете на опушке лесу и посмотрите в ту сторону, где простираются живописные луга, Вы увидите гигантскую паутину, растянувшуюся между двумя крепкими деревьями. Шейн Уолтнер (Shane Waltener) назвал свою работу Где-то Здесь (Over Here). Паутина приглашает взглянуть через круглое окно внутри нее на лес или луга – в зависимости от того, с какой её стороны стоит наблюдатель.

Паутина - своеобразное связующее звено между лесом и окрестностями, карта и инструмент для ориентации, содержащий конкретную информацию об окружающей его среде. Но она служит и своей первостепенной цели – является почти незаметной кружевной ловушкой, только объектами его охоты служат в данном случае свет, цвет и звуки природы.

 


Самая яркая и запоминающаяся из всех новых работ, представленных на землях Боннингтона, принадлежит руке Корнелии Паркер (Cornelia Parker) и называется Ландшафт с Ружьем и Деревом (Landscape with Gun and Tree). Художник сделала копию ружья высотой 9 метров из стали и ржавого железа. Ружьё опирается на дерево, слегка покачиваясь на верхних ветвях, словно сказочный гигант случайно забыл его здесь. Искусство такой иллюстрации опирается на давние традиции британских спортивных портретов. Моделью в данном случае служило личное оружие Роберта Вилсона, что косвенно подразумевает портрет самого владельца поместья.

Это не единственная работа, благодаря которой Корнелия Паркер пользуется в Боннингтоне особым почетом. В полнолуние, 9 мая 2009 года, когда сад был впервые открыт для посещения, Корнелия Паркер рассеяла по его территории "лунную пыль" - устроила необыкновенный арт-салют. В организации шоу художнице помогали специалисты-пиротехники, а в заряды были добавлены частицы настоящего лунного метеорита, упавшего однажды со снопом искр на земли поместья. Паркер назвала это действо "Ноктюрном" (Nocturne) в честь картины Джеймса Уистлера (James Whistler) "Ноктюрн в черном и золотом. Падающая ракета" (1875) и ноктюрнов композитора Клода Дебюсси (Claude Debussy).

Jupiter Artland - Арт-сад Юпитер

"Указатель на Юпитер".
Работа
Питера Ливерсиджа
 

Не так давно шотландский художник и скульптор Джим Лэмби (Jim Lambie) создал Усадебную Стену (Steading Wall), в глянцевой поверхности которой, как в зеркале отражается лес поместья. Стена собрана из стальных многослойных листов, края которых отогнуты и разукрашены яркими красками, что символизирует смену времен года и, соответственно, палитру отражаемых природных оттенков.

В Памяти (In Memory) Натана Коли (Nathan Coley) - странный и довольно пугающий арт-объект, очень похожий на маленькое, семейное кладбище с надгробиями, какие встречаются во многих частных усадьбах Шотландии.

 

Имена тех, кто был похоронен, стерты, что, по мнению автора, должно заставить нас задуматься о том, какой след оставим мы в своей жизни, а не искать бессмертия и не вкладывать деньги в воздвижения памятников и мемориалов. Это странное место захоронения спрятано за высокой бетонной стеной с узким проходом как в тюремной камере.

Питер Ливерсидж (Peter Liversidge), молодой британский художник, работающий в совершенно разных направлениях современного искусства, за 2 месяца разработал для Арт-сада 134 разномасштабных предложения по разнообразию художественного облика поместья – перформансы, инсталляции, архитектурные формы. Некоторые из его идей нашли здесь свое воплощение. Так, 21 июня, в самый длинный летний день, художник устроил в Боннингтоне настоящую… Снежную бурю (Snowstorm). Видеоролик об этом мероприятии, безусловно, заслуживает отдельного внимания: http://vimeo.com/5819050


Установленный Ливерсиджем посреди поля Указатель на Юпитер (Signpost to Jupiter), казалось бы, сложно назвать произведением искусства, но, тем не менее, это один из самых запоминающихся арт-объектов в Боннингтоне. Указатель показывает расстояние до этой далекой планеты.

Ещё одна работа художника – Зимняя Тень (A Winters Shadow) - представляет собой группу из 6 тысяч черных тюльпанов сорта "Королева Ночи" (Queen of the Night), посаженных в контуре тени, отбрасываемой огромным дубом в зимнее время. Цветение тюльпанов в весеннее время позволяет сравнить тень от дерева, отбрасываемую в это время года с тенью, отбрасываемой зимой.

Арт-сад Юпитер в Боннингтоне - блестящий проект и личное достижение Уилсонов. Их вкус, в гармонии с масштабом и стилем представленных работ, прекрасно сочетается с окружающей местностью и превращает его в нечто значительно большее, чем просто в заурядный парк скульптур.

В поместье растут дети Уилсонов, для которых скульптуры играют роль своеобразной образовательной и игровой площадки.

 

Текст и фото: Михаил Щеглов,
 GARDENER.ru

 

 

Проезд:


Wilkieston, Edinburgh, EH27 8BB, Scotland, United Kingdom. 20 км. к западу от Абердина по шоссе А93.

Тел.: 01506 889900
E-mail: enquiries@jupiterartland.org
Сад открыт: четверг-воскресенье - с 10.00 до 17.00. Вход платный.



  Официальный сайт >>>




Смотрите также

Уголок "Фитофантазия"

"Фитофантазия" - укрытый от городской суеты сад в центре города - курорта Сочи. Несмотря на различные притязания на это место, сад сохранился, застройка вплотную ... 


Комментарии