Елена Голосова: "Сады всегда строились во время экономического подъема в государстве"
Доктор сельскохозяйственных наук, заведующая лабораторией ландшафтной архитектуры Главного ботанического сада РАН Елена Голосова вошла в состав жюри Открытого международного конкурса ландшафтного дизайна, который проходит в рамках фестиваля “Московское лето. Цветочный джем”. В беседе с нашим изданием она рассказала о том, кто занимается ландшафтной архитектурой как наукой, о своем личном интересе к восточным садам и о том, чего ждет от нового конкурса и фестиваля.
В жюри Открытого международного конкурса ландшафтного дизайна вы представляете академическое сообщество, ученых, которые занимаются ландшафтной архитектурной как наукой. Расскажите, как сегодня ландшафтная наука в России институализована, кто и где ею занимается?
Сейчас в России и в мире сложилась ситуация, когда ландшафтная архитектура оказалась очень мультидисциплинарной областью знания. Ею занимаются и архитекторы, и ботаники с растениеводами, и искусствоведы с историками. Казалось бы, это совершенно разные области знаний, но все они сошлись в ландшафтной архитектуре. Ведь ситуация в науке в целом такова, что любые прорывные исследования ведутся и проявляют себя лучше всего именно на стыке различных наук. Ландшафтная архитектура как раз актуальный пример того, как это происходит. Невозможно рассматривать ее без градостроительных аспектов - того, чем занимаются архитектуры. С другой стороны, материал, которым оперирует ландшафтная архитектура - это живой материал - цветы, травы, кустарники, деревья. И не только растения, но и животные, которые вместе составляют единую экосистему. В то же время, термин “садово-парковое искусство” отражает искусствоведческую сторону этого явления. И, конечно, мы не можем рассматривать этно-культурный аспект развития садов и парков в отрыве от истории. Сады и парки развиваются не только в пространстве, но и во времени.
Ландшафтной архитектурой занимаются как научно-исследовательские институты, например в составе РАН (в первую очередь Ботанические сады академии наук), так и вузы, где есть факультеты и кафедры ландшафтной архитектуры. Важный вопрос - какие научные степени получают ученые. Дело в том, что ландшафтная архитектура в системе ВАК (Высшая аттестационная комиссия) находится в разделе лесного и рыбного хозяйства. Это своего рода парадокс. Ландшафтную архитектуру соединили с агромелиорацией, лесоразведением, борьбой с лесными пожарами... И озеленение населенных пунктов находится в этом же разделе. Это накладывает сложности на тех, кто хочет получить научную степень: приходится подстраиваться под требования сельскохозяйственных наук. Особенно сложно тем, кто изучает историю и культурный контекст.
Когда вообще ландшафтная архитектура появилась в России?
Сам термин “ландшафтная архитектура” довольно молодой, он введен в оборот примерно сто лет назад. До революции, конечно, существовали специалисты по садам, но назывались они садовниками, зачастую работы по оформлению садов брали на себя архитекторы. Также как и в Японии - там были “мастера по садам”. Но важна суть. В России, конечно, работали специалисты по садам высочайшего уровня. И они приходили из разных сфер и сословий - и аристократы, например Николай Александрович Львов или Андрей Тимофеевич Болотов, которого вообще считают отцом русской ландшафтной культуры. Были и талантливейшие садовники из крепостных. Это мы говорим о екатерининских временах. Историки искусства разделяют садоводческие традиции допетровского и постпетровского времени. Это был перелом в отношении к пространству. Пример высокой ландшафтной архитектуры петровской эпохи - Летний сад в Петербурге, который недавно был реконструирован.
Русский сад - это сад утилитарный. В нашей садовой традиции декоративные растения пришли в тот сад, в котором растут яблони, в котором есть огород, есть лекарственные растения. Европа очень быстро отделила крестьянский утилитарный огород от декоративного сада. А у нас - и это уникальное явление - всегда эти два момента совмещалось. Очень многие сегодня готовы говорить о традиционном русском, но пока не существует ни одного объекта, который мы бы могли показать и сказать, что это именно русский сад (большинство дореволюционных садов построены в европейском стиле), сейчас у нас в Ботаническом саду РАН уже готов проект "Русский утилитарный сад" и выделено под него место.
Нельзя сказать, что в советский период ландшафтная архитектура деградировала. Были и в это время прекрасные специалисты: Михаил Коржев, Инна Боговая, Любовь Залесская, Татяна Дубяго, теоретик садово-паркового искусства Софья Палентреер. Практически все центральные парки крупных городов - примеры советского паркового искусства. В Москве самый характерный пример - это Парк Горького. Если посмотреть на его структуру и планировку, можно увидеть высокое мастерство тех, кто трудился над его созданием. Нельзя обойти вниманием и Ботанический сад РАН, в создании которого принимали участие ведущие специалисты СССР, многие из которых, кстати, получали дореволюционное образование.
Является ли все советское наследие ценным?
Даже типовое озеленение рядом с жилыми кварталами нужно признать частью нашей садоводческой истории и культуры. Сегодня мы смотрим на это с других позиций и из другого времени. Вот сейчас реконструируют ВДНХ, и с художественной точки зрения там есть много вычурных элементов, но мы признаем эти павильоны ценными, это наша история. Сады в любой исторический период - это демонстрация экономической состоятельности государства. Сады всегда строились во времена экономичсекого подъема. Это объективная закономерность по всему миру. Поэтому исторические сады можно рассматривать как памятники государственному величию, и в этом тоже есть ценность.
Расскажите, когда у вас появился интерес к восточным садам и как давно вы ими занимаетесь?
В этом году японскому саду, который является частью в Ботанического сада РАН, исполняется 30 лет. Очень часто в судьбе многое зависит от случая. В начале 80-х стали ходить слухи о том, что в Москве хотят создать японский сад. Нужно понимать, что мало кто себе представлял, что это такое. И мой научный руководитель Петр Иванович Лапин пригласил меня к участию в этом проекте. С этого времени, 1983 года, я стала работать с японскими садами: открытие сада в Москве, стажировка в Японии, работа на выставках в Японии и Китае… То есть я занимаюсь восточными садами уже почти 35 лет.
Как восточная ландшафтная культура повлияла на российское садово-парковое искусство?
Дальневосточная культура проникает в Европу в XVII-XIX веках, после Великих географических открытий и вместе с процессом формирования империй. Европейские художники и архитекторы стали включать в свои работы восточные (китайские) мотивы так, как они представляли себе культуру страны, которую никогда не видели. Это культурное явление известно, как “шинуазри”. Больше всего садоводческими китайскими достижениями воспользовались в англичане. Сегодня в английских садах древесно-кустарниковая флора на 35% состоят из китайских растений. Целые экспедиции из Поднебесной высылали в Лондон образцы и семена растений. И это происходило параллельно со становлением культуры английского пейзажного сада. Эта мода на восток со временем распространилась на всю Европу, в том числе и на Россию. Удивительно, но ориентализм в ландшафтном искусстве в Россию пришел с запада. Екатерининский сад в Царском Селе демонстрирует прекрасные образцы малой архитектуры в стиле "шинуазри" выполненные и спроектированные известными придворными садовниками и архитекторами - отцом и сыном Неёловыми, Камероном, Герардом. А японские сады пришли в Европу в начале XX века. Один из первых таких садов был сделан ботаником Андреем Красновым в Батуми по согласованию с Российским императором в 1912 году.
Какие современные российские работы в области ландшафтной архитектуры вам нравятся?
Любой ландшафтный архитектор, если он не делает сад на своей земле и за свои деньги, ограничен некоторыми условиями. Что касается общественных пространств, увы, существующее законодательство создает множество ограничений, поэтому сейчас достаточно трудно работать с парками, площадями, проспектами. Из последних удачных работ могу назвать сад лекарственных растений в Аптекарском огороде МГУ, проект реконструкции Летнего сада в Петербурге. Можно увидеть значительный прогресс в частных проектах, где специалисты ограничены меньше, имеют дело со вкусом заказчика. И если этот вкус высокий, то ландшафтный архитектор может достичь выдающихся результатов.
Вы уже познакомились с конкурсными работами “Цветочного джема”. Какие у вас впечатления от работ?
Я впервые увидела такой масштабный конкурс в России. Он покажет, каким образом формируется городское пространство - не по воле властных структур, а с участием профессионалов в области ландшафта - как среди конкурсантов, так и в составе жюри.
Есть очень интересные проекты, но всегда нужно думать, как они будут вписаны в исторический архитектурный контекст. Много авангардных, модернистских проектов. И может быть, часть из них лучше бы смотрелась в новых районах с современной архитектурой - и в этом я вижу потенциал развития фестиваля и конкурса, который может расширять свою географию, выходить с качественными профессиональными проектами на периферию города.