• Версия для печати
  •               Просмотров 5207 Добавить в избраное

Четыре века истории королевского садоводства на выставке в Букингемском дворце


Четыре века истории королевского садоводства на выставке в Букингемском дворце
21 апреля 2015 года

Каких только удивительных экспонатов нет на недавно открывшейся в Букингемском дворце выставке Painting Paradise: The Art of the Garden! Художественные полотна и эскизы, ботанические исследования, книги и рукописи, предметы декоративно-прикладного искусства представляют многолетнюю  историю королевского садоводства, охватывающую период с начала XVI до начала XX столетий, от Генриха VIII до королевы Виктории. Здесь представлены даже произведения Леонардо да Винчи, Рембрандта и Карла Фаберже, а также некоторые из самых ранних и наиболее сохранившихся изображениях садов и растений.

 

Например, посетители могут увидеть Ruralia Commoda - руководство по садоводству, написанное в XIV веке в Италии на латинском языке. Это единственная в своем роде книга из королевской библиотеки Генриха VIII (1491-1547), рассказывающая о методах интенсивного выращивания растений с аннотациями и иллюстрациями. Когда-то этот псевдонаучный труд раскрыл королю множество "секретов" из жизни растений, - например, что огурцы в его саду дрожат от страха во время грозы.

 

Помимо предупреждения о напуганных огурцах, руководство содержит множество рекомендаций, почему, например, королевский сад должен иметь размер не менее 20 акров (8 га), и что лучший способ вырастить тыкву - посеять семена в золу от человеческих костей.

 

Советы из этой книги по садоводству также включают консультации по устройству газонных площадок, тенистых прогулочных зон, мест с душистыми травами, высоких стен, преграждающих путь непрошенным гостям, источников чистой воды, многоуровневого кругового фонтана. Такой рай на земле не только демонстрировал богатство и высокий статус монарха, но и обеспечивал уставшему от государственных дел королю хороший отдых. Именно Генрих VIII стал первым использовать сад для пропаганды, рассматривая его как символ статуса, через который он может возвеличиться над своими соперниками. 

 

На картине "Семья Генриха VIII " (1545) в подробностях изображен Большой сад при королевском дворце Уайтхолл - видно, как выглядели в то время цветочные клумбы и дорожки, ведущие из лесистых частей сада. Здесь любил гулять король со своей женой Джейн Сеймур и детьми - Эдвардом, Марией и Елизаветой. Это единственный сохранившийся план Большого сада, который был полностью разрушен вместе с дворцом во время пожара 1698 года. Кроме того, это самое раннее из известных полотен британского искусства, где детально представлен план реального сада. Нужно отметить, что живопись XVI столетия представляет особый интерес, ведь именно в этот исторический период "соперничество" королевскими садами между монархами Англии и Франции достигло своего апогея. 

 

Вместе с руководством по садоводству, которое Генриху досталось после смерти его капеллана - предыдущего владельца руководства - эта картина является одним из произведений, демонстрирующихся на большом экране новой выставки, которая открылась в Галерее королевы в Букингемском дворце и будет проходить до 11 октября 2015 г.

 

Многие из картин и предметов королевской коллекции представляются впервые, в том числе акварели, выполненные Уильямом Лейтоном Лейтчем - учителем рисования королевы Виктории. На картинах Лейтча можно увидеть любимый дом королевы - недавно построенный Осборн-Хаус на острове Уайт.

 

Резиденция в Ист-Коуз напоминает гигантскую загородную виллу, окруженную садом с посадками герани, лобелии и петунии, а иллюстрацией каталога семян просто сводят с ума.

 

Среди наиболее странных экспонатов заслуживают внимания психоделические ботанические рисунки немецкой художницы и натуралиста Марии Сибиллы Мериан (1647-1717), а также сказочное полотно Яна Брейгеля Старшего (1568-1625) "Адам и Ева в Эдемском саду" (1615).

 

На живописном полотне времен королевы Александры (1844-1925) показан захватывающий травянистый бордюр при замке Балморал. Другая акварель изображает декоративный скит в парке Виндзор, к востоку от Виндзорского замка, который был создан в конце 18-го века княгиней Елизаветой, дочерью королевы Шарлотты.

 

Куратор выставки, Ванесса Ремингтон, представитель Фонда королевских коллекций, отмечает, что королевское садоводство часто излишне политизировано: "Власть может быть продемонстрирована и с помощью садоводства, а не только военных действий".

 

Живопись на выставке показывает зарождение огромного сада Людовика XIV, - то самое время, когда он выравнивал холмы и осушал болота под территорию будущего Версаля. Одна из впечатляющих картин, репродукция которой публиковалась уже в десятках печатных изданий, демонстрирует сцену, когда от вырвавшегося однажды из глубин болота метана погибло множество наемных рабочих.

 

Уильям, который интересовался садоводством не менее живо, чем его предшественники, создал нечто более скромное в Хэмптон-Корте, но к тому времени Людовику пришлось расплавить собственную серебряную мебель, чтобы заплатить за дорогостоящие военные действия - и Уильям обрел славу как лучший король-садовник в Европе. Он прославился и тем, что активно пропагандировал возделывание ананасов и других экзотических фруктов.

 

http://www.royalcollection.org.uk


       


Смотрите также

Основные ошибки при развитии ландшафтной компании. Канадский опыт 17 мая 2017 года

Начало и успешное продвижение нового бизнеса - это всегда вызов, особенно в нынешнее время. ... 


Комментарии