• Версия для печати
  •               Просмотров 2416 Добавить в избраное

№3 2007



Главая тема «Огни большого города»

«Город под микроскопом» - так называется проект, разработанный Международным сообществом городского освещения (Ассоциация ЛЮСИ). Его основу составляют профессиональные конференции по вопросам городского освещения, которые проводятся в крупных городах мира, входящих в Ассоциацию. В этом году впервые местом проведения конференции ЛЮСИ стала Москва. Серию статей, посвященных самым насущным проблемам и современным технологиям в области освещения городских территорий, открывает своим приветствием Президент Международного сообщества городского освещения, заместитель мэра города Лиона Жан-Мишель Даклэн.

 

Огни большого города

Как и многие исторические города Европы, Москва имеет свои традиции в решении вопросов светодизайна, связанные с переходом от примитивных форм освещения к современным, в том числе - электронным. Российские специалисты стремятся, прежде всего, инвестировать в столицу мировой опыт в этой области, перенести на нашу почву самые современные приемы формирования средового дизайна. Наша задача – и я уверен, что об этом будут говорить на конференции LUCI, – использовать новейшие технические достижения в области наружного освещения, чтобы сделать города мира еще более комфортными, безопасными, светлыми и привлекательными, прежде всего, для проживающих в них людей.

 

Наружное освещение Москвы в начале 21 столетия

В 2002 году ученые открыли в сетчатке глаза новый фоторецептор, влияющий на психофизиологическое состояние человека. Это открытие ставит перед светотехниками серьезную задачу анализа принятых в настоящее время качественных и количественных показателей комфортной световой среды. Пришло время для разработки в Москве единой концепции, предусматривающей взаимодействие всех видов искусственного освещения и создающей максимальный комфорт для горожан. Такой подход к развитию городского освещения широко реализуется в настоящее время во многих городах мира. И у московских светотехников тоже есть свой план действий.

 

Город, который всегда с тобой

Повседневное оформление Москвы складывается из архитектурного облика города, его современных деловых центров и исторических особняков. Вечерняя подсветка, уличная мебель, реклама, цветники – все это делает Москву стильной и красивой. В этом году Москва отмечает свой 860-летний юбилей. К празднованию Дня города готовится особое оформление, которое украсит его и порадует москвичей и гостей столицы. Безусловно, особую атмосферу создает и художественная подсветка зданий, площадей, скульптурных композиций. В вечерние часы праздничный город приобретает магическое очарование.

 

Театр света

Лучше всего в праздничные дни смотрится целостная композиционная группа, занимающая значительное место в пространстве. Такой группой могут быть, например, иллюминированные деревья или необычные элементы праздничного оформления здания, составляющие ансамблевую композицию. Очень эффектно выглядят световые перетяжки между опорами дорожного освещения и зданиями - приемы могут быть самыми разными. Иногда достаточно найти главный акцент - интересный ракурс, цветовое сочетание, оригинальную форму. Главное, чтобы праздничное световое оформление не терялось в пестром окружении многофункционального уличного освещения.

 

Освещение города – с точки зрения эстетики

Понятие «хороший свет» не подразумевает только правильно работающие приборы и технически грамотно выбранные люксы. Мало обладать лишь техническими навыками, надо владеть приемами творчества. Примером может служить декоративное освещение парков и скверов. Эстетика созданных ландшафтными архитекторами и дизайнерами садовых композиций в вечернее время во многом зависит от хорошей освещенности парковых зон. Световое решение диктуется не только функциональной целесообразностью и нормами освещенности, но и предполагает прием постановочного освещения в зависимости от художественно-образных идей автора.

 

Гиперболоид инженера Шухова

Сама скульптура Шухова олицетворяет традиционность пластического решения. Фигура расположена спиной к бульвару и обращена к Тургеневской площади. Это типичное для городского монумента решение позволяет «собрать» окружающее пространство и стать смысловой точкой оживленной площади. Изображенный шагающим, Шухов, несмотря на постамент с пластическими пилонами, является как бы частью реального пространства. Это решение весьма удачно раскрывает суть его живого, стремительного, отнюдь не «кабинетного» характера.

 

Челси-2007: Морской бриз в московском саду

Интервью с К.Лазаревой

Ежегодная британская садовая выставка существует почти два столетия. Под именем Chelsea Flower Show она впервые состоялась в 1862 году. С тех пор, патронируемая британской королевской семьей, эта выставка стала абсолютным лидером и даже диктатором в области высокого стиля в ландшафтном дизайне. Принять в ней участие – все равно, что получить международное признание среди коллег-профессионалов. Взять на Челси награду – значит стать равным среди лучших. В 2004 году «Харпак» стал первой российской компанией, участвовавшей в Челси-шоу. Это был настоящий прорыв для ландшафтной индустрии России.

 

Сады Эдинбурга: зарубежная практика

Наиболее известные в мире природные парки и рукотворные ландшафты насчитывают века и тысячелетия своей истории. И было бы наивно думать, что это – только результат таланта и усердия ландшафтных архитекторов. Своим долголетием великолепные творения обязаны, прежде всего, законам, определяющим статус подобных территорий, нормативно-правовым документам, регламентирующим и регулирующим взаимоотношения человека и природы, наконец, профессиональному и своевременному производству работ – восстановительных и компенсационных.

 

Вилла д'Эсте

Приступая к работе, Пирро Лигорио досконально изучил опыт строительства вилл Древнего Рима и умело использовал знания и традиции в новых условиях и с новыми возможностями. Это был невероятно одаренный архитектор, постигший тайны бытия воды и растений, законы архитектуры и скульптуры. Глубокие теоретические знания зодчего дополнялись совершенно уникальным воображением и чувством меры. Современная вилла д'Эсте, в основном, сохранила первоначальный внешний вид, хоть и приобрела за четыре с лишним столетия некоторые новшества.

 

Куранс. Отражения веков

В Куранс надо приезжать осенью, когда все здесь – вода, трава, гравий аллей – покрыто золотом осыпающихся платанов, и за оливково-серыми их стволами загораются оранжево-алые краски Японского сада. В его осенней палитре – японские клены, магнолии, дерены, камелии, гортензии, бамбуки, хосты, папоротники… Здесь нет обычной японской атрибутики: красных мостиков, каменных фонарей и пагод. Только растения и вода – непременная составляющая Куранса. Этот фантом возникает лишь на короткий промежуток времени и затем гаснет, растворяясь в сумраке парка до следующей осени.

 

Глобализация и ландшафтная архитектура: перспективы для образования и практики

Так звучала тема международной конференции, состоявшейся летом этого года в Санкт-Петербурге. Инициаторами и организаторами GaLA Конференции выступили два высших учебных заведения из России и Новой Зеландии: Санкт-Петербургская Государственная лесотехническая академия и Университет Линкольна. Более ста представителей из разных стран мира провели серию пленарных и секционных заседаний, обсуждая самые острые проблемы ландшафтной отрасли.

 

Реконструкция городской среды: ландшафтный аспект проблемы

Надо сказать, что в России наступил момент, когда ландшафтная архитектура как отрасль не обделена ни вниманием, ни финансовыми вложениями. И тут главное - понять, на что расходовать выделенные средства и не удариться в украшательство городов, называя это ландшафтным дизайном. Средства надо вкладывать в системную экологическую реконструкцию всего города. И не парадные магистрали должны быть в центре внимания ландшафтных архитекторов, а те территории, на которых человек вынужден находиться продолжительное время, в первую очередь, там, где он живет.

 

VIVA Согэцу!

В марте 2007 года весь мир праздновал 80-летие школы Дизайна и Икебана Согэцу. Основатель школы Софу Тэсигахара - человек абстрактного мышления и с большим чувством юмора - создал авангардную и современную школу Икебана в 1927 году. С тех пор Согэцу достойно шагает по всему миру, распространяя свои гармоничные идеи. В 1995 году ее филиал был открыт в Московском архитектурном институте, получив название «Высшая школа ландшафтной архитектуры и дизайна».

 

Первый Конгресс профессионалов ландшафтной индустрии

состоится 6 – 8 сентября 2007 года в Москве

Гильдия профессионалов ландшафтной индустрии и Союз дизайнеров России при поддержке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Правительства Москвы проводят Первый Конгресс профессионалов ландшафтной индустрии. Его тема – «Ландшафтная индустрия и сервис – новое качество жизни в городской среде».В его организации принимают участие представители Государственной Думы, Торгово-промышленной палаты РФ, Европейской ассоциации ландшафтной индустрии.

 

Проект «Питомники России»

Журнал продолжает публикацию выступлений участников круглого стола по проблемам отечественного питомниководства. В этом номере свое мнение высказывает доктор сельскохозяйственных наук И.С.Исаева: «Необходимость планомерного, грамотного воспроизводства посадочного материала выдвигает питомники на передовую линию стратегически важных объектов. И их проблемы – проблемы государственной значимости».

 

Фестивали, выставки, конкурсы
Прошедшее лето традиционно порадовало горожан обилием всевозможных цветочных шоу. В этом году посетители Всероссийского выставочного центра до 15 сентября смогут любоваться оригинальными цветниками и садами П Международной выставки цветочного оформления и ландшафтного дизайна. Настоящим украшением летней столичной жизни, как всегда, была июльская Неделя садов журнала «Мезонин». Самым маленьким москвичам подарили «Мир сказок» - так назывался V городской фестиваль цветников в парке «Воронцово». А в подмосковном городе Солнечногорске с огромным успехом прошел областной фестиваль «Цветы Подмосковья».