№2 2007
  • Версия для печати
  •               Просмотров 2846 Добавить в избраное

№2 2007



Ландшафтная архитектура без границ

Фактически рождение профессии ландшафтный архитектор произошло в конце 19-го столетия в Америке. Именно тогда формально выделились два смежных отраслевых направления: дизайн и урбанистика. Это было следствием бурного строительства новых городов и ростом уже существующих исторических центров. Требовались новые подходы к системе городского расселения, ее структуре. Наряду с утилитарными требованиями к застройке резко возрос интерес к архитектурному стилю, ландшафтному дизайну и всему эстетическому облику городских объектов.

 

Озелененные территории в планировке городов США

Следует отметить, что в последние годы все большее внимание уделяется именно сохранению и воссозданию заповедных участков. Помимо парка дикой природы, по сути, заповедника, на других территориях также воссоздаются участки с естественной околоводной растительностью, болота, луга, обеспечивающие места обитания различных видов фауны. Этот экологический подход к сохранению и воссозданию дикой природы в городе вызывает далеко не однозначную реакцию.

 

Экологический дизайн – новое направление в ландшафтной архитектуре США

В дни, когда этот номер журнала выходит из печати, в Санкт-Петербурге работает международная конференция «Глобализация ландшафтной архитектуры: перспективы для образования и практики» В ее программе большое место занимают актуальные вопросы взаимосвязи и взаимного влияния городской экологии и процесса создания экологически устойчивых объектов ландшафтной архитектуры. Не сомневаюсь, что эта встреча позволит международному ландшафтному сообществу выйти на новый уровень решения проблем экологического дизайна в ландшафтной архитектуре.

 

Роль цвета в формировании городских ансамблей

Цветовая среда обладает способностью воздействовать на эмоциональное состояние, людей, волновать или успокаивать, вызывать ассоциативные сравнения и, что самое главное, формировать в сознании человека чувство красоты и гармонии или дискомфорта. В основе цветового восприятия лежит свойство света вызывать определенное зрительное ощущение, которое передается в головной мозг и, в силу физиологии человека, обязательно вызовет те или иные эмоциональные реакции.

 

Свет и тени американских городов

Комплексный подход к созданию ландшафтного освещения проявляется в нестандартном применении света для утилитарных предметов, а также в широком использовании композитных материалов, имитирующих природные текстуры. Кажется, что огромная территория мемориального парка Рузвельта совершенно не подсвечена. Однако, встроенные в мощение источники света, а также прожекторы заливающего освещения, установленные на высокомачтовой опоре, деликатно и эффективно создают световой комфорт в вечернее время.

 

Миннеаполис – город озер

Вода для человека - один из самых притягательных элементов ландшафта, а ее изобилие делает город более живым и комфортным. В центральной части Миннеаполиса вода представлена чередой маленьких фонтанчиков, декоративных бассейнов, а также большими водными комплексами. За всей этой красотой стоит мощная ирригационная система и жесткий санитарный контроль. Каждые три года водоемы и пруды подвергаются специальной обработке – идет очистка воды и обновление инженерно-технических конструкций.

 

Гольф-поля в США

Если ранжировать все виды спорта по уровню требований к ландшафтно-пространственной организации территории, включая собственно игровое поле, то гольф, вне всякого сомнения, находится на первом месте. Проектирование гольф-поля – весьма сложная задача, требующая особых знаний. В соответствии с правилами игры, поле для гольфа должно быть длиной несколько сотен метров и включать три основные зоны, которые тщательно планируются и проектируются ландшафтными архитекторами.

 

Думбартон Оукс: европейский дизайн в американском ландшафте

В свое время внимание хозяев привлек вовсе не дом, а его уникальное расположение, изумительные деревья и разнообразие рельефа. Природное достоинство усадьбы с остатками террасирования в стиле итальянских жилищ 16-18 веков и эстетический потенциал прекрасных дубов были положены в основу оригинальной планировки садов. Ландшафтный архитектор Беатрис Фарранд в своем проекте талантливо использовала идеи и ценности европейской ландшафтной культуры. Основной принцип планировки был заимствован у древних римлян.

 

Сад в детском саду

В 70-80-е годы прошлого века европейские дизайнеры, задумавшись над игровыми предметами для детей, провели эксперимент. Увеличили детскую мебель до взрослых габаритов - и ужаснулись: вещи оказались грубыми, тяжеловесными и очень невыразительными. Это открытие резко изменило подход к проектированию игровой среды для детей. Хороший урок и для ландшафтных дизайнеров. Давайте ответим на вопрос: насколько мы учитываем в своей работе потребность детей в комфортной и сомасштабной им среде? 487 знаков

 

Природный каркас в генплане г. Саратова

Территории города Саратова присущи «полярные» ландшафтные отличия: от лесостепного (азонального) «острова», степных комплексов до многочисленных мелководий и лесов ГЛФ в пределах Волгоградского водохранилища, а также расположение города на стыке двух водосборных бассейнов – Волги и Дона (граница проходит по территории лесопарка Кумысная поляна). Поэтому так различаются и основные структурные элементы природного каркаса, как в пределах города, так и региона.

 

Современный путь пластического искусства

Условность в современном искусстве не воспринимается, как недосказанность. Скорее, это возможность домыслить идею, превращая тем самым зрителя в соавтора произведения. Особенно это касается ландшафтной пластики, открывающей большие возможности для расширения и углубления смыслового пространства. Важную роль в восприятии произведений пластического искусства играют практически все элементы художественной формы. Пространство, объём, линия, цвет, и, конечно, характер обработки самого материала.

 

Парк Монрепо

Уникальность парка – в сочетании его природных элементов – воды и камня, которые дополняет характерная растительность этого региона: сосны, ели, березы, черная ольха. Вода – это залив, бухты, протоки, ручьи, источники, водоемы. Камень – основа рельефа парка с его гранитными скалистыми грядами высотой до 20 метров, валунами, скальными монолитами. Сегодня в состав музея-заповедника входят историческая усадьба, уникальный скальный пейзажный парк эпохи Романтизма, лесопарковый массив и акватория.

 

Гора, вывернутая наизнанку

Наука, философия, искусство сходятся в одной точке – в северной части штата Аризона, там, где расположен Национальный парк Гранд Каньон.

На создание этой «забавы» природа потратила 10 миллионов лет. Внизу – острова, храмы, пирамиды, крепостные стены, башни, купола, пагоды. Они образуют сказочный город – великий и молчаливый. Созерцание каньона похоже на созерцание звездного неба – сначала хаос и восторг, и лишь потом видишь некий порядок.

 

Гавайи - тропический рай

…И все же Гавайи не похожи ни на один другой американский штат. Удаленные от материка на три тысячи километров, острова считаются чуть ли не самыми обособленными и одними из наименее населенных мест в мире. Это единственный штат Америки, окруженный со всех сторон водой. Это штат, который гордится самым высоким действующим вулканом в мире. Это единственный штат - где был правящий монарх. Штат, сохранивший свою самобытность и память о правлении древних королей.

 

Под небом цвета «мажорель»

Верхом на ослике Жак Мажорель проехал весь юг Марокко, зарисовывая плюмажи финиковых пальм, бело-розовые облака цветущего в долинах миндаля, жемчужные стволы инжирных деревьев и кочевников-туарегов в ярких синих одеждах на фоне оранжевого песка. Не в силах расстаться с этой страной, он купил несколько гектаров земли на окраине Марракеша и выстроил виллу, окружив ее экзотическим садом из растений со всего света. Все постройки Сада выкрашены в цвет одежды туарегов, с тех пор именуемый цветом "мажорель"

 

Парки замечательных людей

Художественный образ возникает в потёмках подсознания, а на свету он воплощается в рисунке, чертеже или в дипломном проекте. Выпускникам Высшей школы ландшафтной архитектуры и дизайна при кафедре «Ландшафтная архитектура» МархИ была предложена тема «Парки замечательных людей». Методически тема направлена на создание художественного образа мини-парка, адекватного той или иной черте характера, эпизоду биографии известного человека или мифу, сопровождавшему его жизнь.

 

Проект «ПИТОМНИКИ РОССИИ»

«Круглый стол» «Питомники России: настоящее и будущее», организованный журналом «ЛА.Д», вызвал большой интерес у специалистов. Конечно, мы надеялись на это, когда начинался проект. Тема важная, нужная и своевременная. И то, что в зале не было ни одного свободного места, подтверждает это лучше всего.

Более пятидесяти участников представляли питомники, фермерские хозяйства, профильные учебные заведения, государственные организации, имеющие прямое отношение к производству и использованию посадочного материала.