• Версия для печати
  •               Просмотров 7158 Добавить в избраное

№3 2010



ГЛАВНАЯ ТЕМА НОМЕРА:  «НЕУДОБНЫЕ» ЛАНДШАФТЫ
Бутаковский залив: воспоминания о будущем
Бутаковский залив – часть Химкинского водохранилища – расположен практически в черте города и ограничен с одной стороны Ленинградским шоссе, с другой – Московской кольцевой автодорогой. В августе этого года Правительство Москвы утвердило проект планировки территории рекреационной зоны с прибрежным прогулочным парком вдоль залива в Северном административном округе столицы. В основу архитектурно-планировочной организации прогулочного прибрежного парка заложен принцип сохранения существующих озелененных участков и организация благоустроенных территорий с элементами парковой архитектуры, фонтанами, цветниками, видовыми площадками, площадками для отдыха. Все перечисленное планируется на участках, которые в настоящее время или асфальтированы, или покрыты бетонными плитами, или находятся под застройкой, подлежащей сносу, либо это территории со снятым верхним слоем почвы.

Олимпийская трасса сквозь кавказские джунгли
Зимние Олимпийские игры 2014 года привлекли огромное внимание к региону, где уже совсем скоро будут проходить спортивные соревнования мирового уровня. Сочи станет первым городом с субтропическим климатом, принимающим зимнюю Олимпиаду. В преддверии предстоящих событий в Сочи и окрестностях Красной Поляны развернута колоссальная стройка. И едва ли не главной проблемой в этой связи стала существующая федеральная автомобильная дорога А148, соединяющая Адлер с Красной Поляной. Построенная по проекту выдающегося инженера В. К. Константинова еще в 1898году, эта трасса, несмотря на многочисленные реконструкции, не способна должным образом связать между собой все олимпийские объекты и обеспечить олимпийскому транспорту качественную бесперебойную работу. Таким образом, остро встал вопрос о строительстве новой, совмещенной (автомобильной и железной) дороги.

Эх, дороги!..
В 2004 году Правительство РФ заслушало основы концепции развития автодорог страны, представленное Министерством транспорта, связи и информационных технологий России. Одной из основных мер по созданию условий для строительства современных, отвечающих всем международным требованиям автомагистралей, в документе рассматривалось привлечение негосударственных инвесторов в рамках долгосрочных инвестиционных программ, создание с их помощью альтернативных платных трасс. Платная основа пользования такими автодорогами, естественно, представляется источником их окупаемости и основой инвестиционной привлекательности. Казалось бы, все правильно, наше государство перенимает опыт развитых стран в области формирования и эксплуатации транспортной инфраструктуры. Однако все ли учтено в представленной государственной программе? И является ли плата за непосредственное пользование автодорогой основной, самой прибыльной статьей будущего дохода инвестора и государства?

Своя колея и лес на обочине
Этот вид транспорта обладает целым рядом преимуществ: он достаточно экологичный и экономичный. Выглядит, как длинный автобус, движется, как поезд, на станциях опускается на уровень поверхности земли. Для организации маршрута этого  «чистого» в экологическом отношении транспорта, прежде всего, потребовалось реорганизовать дорожное движение в городе. Во-первых, надо было сформировать для горожан функциональное благоустроенное пространство. Во-вторых, создать в нем режим для безопасного передвижения пешеходов, организовать комфортные условия для пассажиров на остановках, обеспечить нормальное взаимодействие с соседними объектами по маршруту: парковочными площадками, киосками и т.д. В-третьих, как это делается сейчас во всем мире, потребовалось выделить место для велосипедных дорожек на проезжей части улиц. Мы попытались найти наиболее разумное решение всех этих проблем в реально существующих условиях с тем, чтобы жители Дуэ могли нормально передвигаться по городу.

Да здравствует карусель!
Двенадцать проспектов-«лучей» и круглая площадь диаметром 120 метров с пятидесятиметровой аркой в центральной части формируют структуру самого первого кругового перекрестка и самой знаменитой площади Франции – площади Звезды. Более поздними и весьма важными ее дополнениями стали могила Неизвестного солдата и Вечный огонь у подножия Триумфальной арки, а также смотровая площадка и музей в верхней части монумента. Симметричные сегментарные зеленые скверы опоясывают площадь, весь ансамбль не только эстетичен, но и максимально функционален. В дни национальных праздников монумент украшается огромным французским триколором, по размеру соответствующим значению и параметрам Арки. В течение всего года на площадке у ее подножия проводятся торжественные мероприятия с участием ветеранов армии и военных музыкальных оркестров. Смотровая площадка и музей Арки – один из самых посещаемых туристами объектов Парижа.

Транспортные тоннели в ландшафте города
В динамичном и многообразном ландшафте города транспортные тоннели играют существенную роль. Являясь сложнейшими инженерно-техническими сооружениями, городские тоннели к тому же должны быть эстетически вписаны в окружающую среду. Проектирование тоннелей всегда сопряжено с трудоемкими работами по ландшафтной организации прилегающих территорий. К тому же проблема формирования в городе сбалансированной световой среды не может быть решена в полной мере без создания современной системы освещения автотранспортных тоннелей.
Отсутствие естественного света внутри тоннеля и резкое изменение световой обстановки при въезде и выезде из него делают эту задачу чрезвычайно ответственной и сложной. Конец 90-х годов прошлого века можно назвать началом нового этапа развития тоннельного освещения в России в части методов проектирования, применения нормативной документации, использования в проектах современного светотехнического и электротехнического оборудования.

БЛАГОУСТРОЙСТВО
Дизайн малых архитектурных форм – от частного к целому
Уже давно назрела необходимость отказаться от типовых решений, сделать каждую территорию города яркой, запоминающейся, учитывающей функциональные особенности конкретного пространства. Современный город – это сочетание многочисленных архитектурных стилей разных эпох. Следовательно, малые формы, запроектированные на исторических территориях, не должны искажать визуальный акцент и нарушать внутрипространственную гармонию. Любой архитектурный ансамбль требует индивидуального подхода, а уж в историческом центре города необходим особо деликатный подход, и малые формы не должны отвлекать внимание от главного объекта. Видеть город чистым, удобным, красивым – мечта каждого жителя, сделать его таковым – задача для архитекторов, дизайнеров, художников, занятых в сфере городского благоустройства. Задача не самая трудная, особенно, когда за ее решение берутся профессионалы.

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
Мы были и остались вместе
История победы включает в себя много составляющих, прежде всего героизм народов нашей страны. Особый поклон жителям городов, которым пришлось принять на себя основной удар врага, стать базой для обеспечения фронта боеприпасами, продовольствием, военной техникой, плацдармом для наших войск, местами размещения госпиталей, где спасали раненых бойцов. Сегодня эти города отмечены Почетным званием Российской Федерации «Город воинской славы».
Основной же составляющей Победы по праву считается единство народов СССР в борьбе с врагом. Этому посвящен памятник «В борьбе против фашизма мы были вместе» на Поклонной горе. К сожалению, как мы уже неоднократно говорили, история этого памятника имеет и еще один печальный мотив. Он создается заново в связи с варварским уничтожением Мемориала Славы в Кутаиси.
Скульптурная часть памятника изображает водружение самого важного символа войны – Знамени Победы над поверженным рейхстагом. По горькой иронии судьбы, участие в этом событии принимали именно русский и грузинский воины – Михаил Егоров и Мелитон Кантария, что еще раз подчеркивает единство всех народов перед лицом общего врага. Скульптурная группа, состоящая из фигур, выполненных в размере 2,5 натуры, имеет портретное сходство с реальными историческими персонажами – Егоровым и Кантария.

ПРОЕКТ
Новая высота «тридцатьчетверки»
Наш музей – это живая история, которой «дышит» каждый экспонат, каждая военная машина, к ним можно подойти, потрогать руками, почувствовать мощь и силу, во многом определившие исход Великой Отечественной войны… Достаточно пролистать книгу отзывов, чтобы понять, какое нужное дело мы подняли сообща. Интерес к музею колоссальный, бывает, что в день нас посещают до пятисот человек, Маленькое музейное пространство уже не выдерживает современного ритма жизни и не вмещает экспонатов, которые прибывают в музей ежедневно. Масса школьников, множество встреч. Негде организовывать масштабные мероприятия, очень нужные людям. Поэтому возник вопрос о создании внушительного комплекса, который по всем параметрам отвечал бы новым требованиям.
Мне как автору идеи хотелось, чтобы в экспозиции нашел отражение самый главный тезис: рождение танка Т-34 – это колоссальный коллективный труд инженерной мысли страны.

Архитектурно-художественное решение музейного комплекса «История танка Т-34»
Архитектурное решение главного фасада, обращенного к Дмитровскому шоссе, рассчитано на основное восприятие в движении. Постепенное раскрытие фасадных плоскостей по ходу движения создают привлекательный образ, превращают здания музея в элемент экспозиции, в монументально-художественную композицию, прославляющую легендарное произведение советских конструкторов. Нанесенные на остекленные поверхности чертежи внутреннего устройства танка и его деталей служат дополнительным смысловым акцентом и усиливают ощущение масштабности и значимости военной машины. В соответствии с техническим заданием проектом предусмотрены полное сохранение существующих элементов музейного комплекса, реконструкция старого здания музея и его функциональное перепрофилирование в Центр патриотического воспитания детей и молодежи, а также включение открытой экспозиции в интерьер нового корпуса. Соединительным звеном между старым и новым зданием музейного комплекса является сквозная входная группа, открытая как со стороны Дмитровского, так и со стороны Старо-Дмитровского шоссе.

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН
Парки над землей
Наступила эра реконструкции городских пространств. Мы в состоянии строить многофункциональные системы и предусматривать различные природно-рекреационные функции, встроенные в реконструируемые кварталы и здания. Строительные технологии и бесчисленные патенты на озеленение искусственных оснований проверены, оптимизированы, утверждены и работают. Остается только перевести их в реальность в необходимом масштабе. Снесли одно – построили другое и добавили в него природной рекреации, чтобы и экологическую составляющую не забыть, и обеспечить развлекательный досуг жителям. Современные технологии догнали их футуристические мечты. С крыши на крышу не переступишь. А надземные парки примечательны тем, что являются не только составляющей крупного градостроительного проекта, не занимая лишнего пространства, но и связывают собой части городской инфраструктуры, регулируя и восстанавливая множество разных потоков: транспортный, временной, пешеходный. Таким образом, мы получаем парк-бульвар, парк-улицу, парк-квартал, где все подчинено градостроительной логике.

НОВОСТИ СРО «ГиПЛИ»
Надеяться на удачу, рассчитывать – на себя
Сегодня СРО «ГиПЛИ» объединяет проектные организации различных направлений (объемное проектирование, градостроительство, ландшафтная архитектура, экология и др.), которые имеют свидетельства о допуске к видам работ по подготовке проектной документации и способны гарантированно и качественно осуществлять деятельность в области архитектурно-строительного проектирования, в том числе ландшафтного проектирования. Это межрегиональная организация, представляющая разные регионы и города России: Краснодар, Иркутск, Волгоград, Нижний Новгород, Обнинск, Москву и Московскую область, есть и иностранные компании. СРО «ГиПЛИ» входит в Национальную ландшафтную ассоциацию, которая является членом Московской и Российской Торгово-промышленной палаты, а также представляет интересы России в Европейской ассоциации ландшафтной индустрии (ELCA). С февраля 2010 года СРО «ГиПЛИ» внесена в Государственный реестр саморегулируемых организаций и входит в Национальное объединение проектировщиков.

ВЕСТИ ГиПЛИ
Московские каникулы ELCA
В сентябре этого года Москву с рабочим визитом посетила делегация Европейской ассоциации ландшафтной индустрии (ELCA) во главе с Президентом ассоциации Эммануэлем Мони (Франция) и Председателем комитета фирм ELCA Энтони Бергером( Швейцария). Подобные поездки представители компаний-членов ELCA совершают ежегодно с целью познакомиться с работой своих коллег, специалистов ландшафтной отрасли в разных странах Европы. Россию впервые посетила столь внушительная по составу и статусу делегация. В ее составе – более 80 специалистов ландшафтной отрасли из 17 стран. Российская национальная ассоциация «Гильдия профессионалов ландшафтной индустрии» – член ELCA – подготовила для европейских коллег насыщенную программу, включающую экскурсии в исторические садово-парковые комплексы Коломенское и Царицыно, а также организовала посещение современных загородных поселков и уникальных частных садов в ближайшем Подмосковье. Информация об этом мероприятии была заранее опубликована на сайте Гильдии, и все российские специалисты, кому это было интересно, смогли принять участие в программе вместе с европейскими коллегами.

Эммануэль Мони: «Я постоянно продолжаю учиться…»
Должен признать: и сегодня в умах некоторых иностранцев Россия рисуется по прежнему шаблону: холод, запустение, отсутствие всякого прогресса. Что касается меня, я, безусловно, понимал абсурдность подобных мнений, и ожидал увидеть развитую современную страну, но действительность превзошла все мои ожидания. С точки зрения профессионала – не туриста – Москва не удивила, а скорее, покорила меня своим стилем и ухоженностью. Опять-таки я понимаю, что кроме парадных и нарядных улиц есть окраины, где не все так красиво, как в центре, но это – участь всех крупных городов, а тем более столиц мира. Приятно удивило посещение загородных коттеджных поселков. Интересны концептуальные решения, проекты домов, оригинальные ландшафты. Ну и конечно, я буду думать над тем, что из увиденного в Москве может оказаться полезным в моей работе и в деятельности нашей компании. А, кроме того, как президент национальной ассоциации ландшафтной индустрии Франции обязательно расскажу об этой поездке своим коллегам.

ВЫСТАВКИ, КОНКУРСЫ
Из истории выставок садоводства в России
Середина XIX века по праву считается началом активного выставочного движения в Европе и России. Среди наиболее значительных событий того времени следует упомянуть Первую Всероссийскую художественно-промышленную Выставку в Москве на Ходынском поле в 1882 году и Всероссийскую промышленную и художественную выставку 1896 года в Нижнем Новгороде. Обширная московская экспозиция 1882 года отражала успехи промышленного производства и отличалась от предыдущих демонстрацией изделий художественных промыслов. Выставочный комплекс представлял собой 8 павильонов, расположенных в виде звезды и соединенных по окружности галереями. В центре «звезды» находился сад с концертным павильоном. Нижегородская выставка 1896 года была устроена с огромным размахом и состояла из двадцати отделов, каждый из которых занимал особый павильон и прилегающую к нему территорию. В разработке конструкций павильонов Нижегородской выставки принимал участие талантливый инженер В. Г. Шухов.

«Время в саду» – увидеть, услышать, измерить…
В октябре 2010 года в Архитектурно-строительном центре «Дом на Брестской» в одиннадцатый раз прошла выставка-конкурс «Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома…». Начинается второе десятилетие в истории любимого ландшафтными архитекторами фестиваля. Традиции ежегодного осеннего подиума ландшафтной моды, новых тенденций и предпочтений продолжаются, потому что главными критериями этого конкурса были и остаются творчество, созидание, гармонизация окружающего мира и всеохватывающая красота. Ландшафтные встречи в Доме на Брестской стали необходимой формой творческого общения в среде архитекторов, проектировщиков, строителей, художников, дизайнеров, журналистов. А участие в конкурсе давно уже считается синонимом профессиональной зрелости: практически каждый ландшафтный архитектор хоть раз, но обязательно прошел эту школу. Есть и такие, для кого ежегодное участие в фестивале – настоятельная потребность, удовлетворение творческого и соревновательного азарта.