• Версия для печати
  •               Просмотров 3000 Добавить в избраное

№2 2010



Главная тема номера: БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ XXI ВЕКА
Ботанические сады как экологические ресурсы в глобальной системе социальных координат
В мире существует более 2500 ботанических садов, которые организованы и объединены в крупные национальные и интернациональные сети обмена и интродукции ценных генетических ресурсов растений, имеющих важное природоохранное и научно-образовательное значение. В последние годы наблюдается тенденция ускорения в создании множества разнообразных новых ботанических садов в развивающихся странах, а существующие в развитых странах сады претерпевают серьезную реконструкцию. И актуальность темы исследования обусловлена необходимостью пересмотра традиционного взгляда на ботанические сады как на достаточно консервативные садоводческие организации сельскохозяйственного типа. Сегодня их традиционные ботанико-садоводческие функции расширяются и дополняются новыми мощными экологическими приоритетами и социально ориентированной деятельностью, междисциплинарностью.

Сегодня, здесь и сейчас
Фундаментом любого ботанического сада являются коллекции живых растений. Именно они служат основой для развития таких направлений, как научная работа, прикладные разработки, образование любого уровня – от дошкольного до высшего и дополнительногопрофессионального. Сейчас для каждого ботанического сада очень важно выбрать приоритеты развития, сформулировать свою основную цель и задачи, политику работы с коллекциями, а также наладить взаимодействие между собой, обмен данными о коллекциях. Это позволит, во-первых, в условиях дефицита ресурсов максимально полно использовать те небольшие средства, которые все-таки выделяются, а также даст возможность увеличить количество редких и охраняемых видов растений, которые могут содержаться в условиях ботанических садов. Активные и целенаправленные действия ученых послужат весьма существенным аргументом в защиту сада, как при поиске финансирования, так и для отстаивания территориальной целостности.

Белгородский ботанический сад: жизнь после проекта
Ботанический сад при Белгородском государственном университете был открыт 7 октября 1999 года. Он создавался в непростой экономической обстановке, обусловленной дефолтом 1998 года. Однако трудные времена на этом не закончились, и сегодня у администрации сада проблем не меньше, чем у его «собратьев» – университетских ботанических садов других регионов России. И, тем не менее, ботанический сад Белгородского государственного университета является одним из крупнейших по своим размерам в Европе, а коллекционный фонд насчитывает около 2000 видов растений. Научно-производственная деятельность ведется в соответствии с планом, утвержденным Советом ботанических садов России, и является составной частью Программы фундаментальных исследований Российской Академии Наук. Кроме научно-образовательного профиля на ботанический сад возложены функции, связанные с обеспечением посадочным материалом городских и областных целевых программ по озеленению. А начиналось все десять лет назад, когда наша компания приступила к проектированию университетского ботанического сада.

Три века газонов Королевского Ботанического сада Эдинбурга
Политика работы с живыми коллекциями направлена на формирование четко отлаженного процесса, при котором коллекции находятся в хорошем управлении в настоящее время и есть уверенность, что они будут надлежащим образом управляться в будущем. Или, другими словами, правильные растения должны находиться в правильном месте и служить тем, кому они нужны. Основа политики – разделение всех коллекций Сада на 3 группы: очень важные, важные и второстепенные. Кроме того, для каждой коллекции определены приоритетные направления использования: научные проекты, охраняемые виды, образование и экологическое просвещение, исторические коллекции, ландшафтная архитектура. Таким образом, всю коллекцию Сада можно представить в виде двухмерной матрицы: приоритетность – одна ось, направление использования – другая. Это разделение хотя и зафиксировано в «Политике коллекционирования», тем не менее, не является жестким.

Национальный ботанический сад Ирландии
Бродить по Саду одно удовольствие. Очень удобно организована дорожно-тропиночная сеть, при этом в некоторых местах ходить можно и по газонам – там, где он исполняет роль дорожек перед композициями. Самое главное, что на территории Сада комфортно чувствуют себя все группы посетителей, включая людей с ограниченными возможностями: продуманные спуски и пандусы позволяют беспрепятственно перемещаться по территории на колясках. Содержание коллекций и экспозиций– только одна сторона деятельности Сада, хотя и самая заметная. Более важная работа – изучение растений. Научная деятельность направлена в первую очередь на изучение флоры Ирландии и наиболее уязвимых ее представителей. Для этого в Саду заложен экспозиционный участок аборигенной растительности «WildIreland». Одна из научных тем посвящена изучению роли растений в ирландской экосистеме, для этого ученые исследуют их репродуктивную биологию и генетику развития.

Четыре части целого
Ботанический сад Парижа представляет собой многополярный организм, включающий три муниципальных сада и старинную ландшафтную школу с ее знаменитым дендрарием. Все четыре элемента взаимосвязаны и дополняют друг друга в соответствии с исторически сложившимися особенностями и специализацией. Два сада находятся в Булонском лесу: Парк Багатель и Сад оранжерей д'Отой. Парк Флораль, Школа Брёй и ее Арборетум – в Венсенском лесу. Решение о такой структуре Ботанического сада Парижа было утверждено Ассоциацией ботанических садов Франции и франкоговорящих стран в 1998 году и вновь подтверждено в 2005-ом. Знаменитый же парижский королевский Сад растений (Jardin des Plantes), уже в XVIII веке представлявший собой настоящий исследовательский центр естественных наук, с 1793 года и по настоящее время остается неотъемлемой частью Национального Музея Истории Природы.

Вместе мы победили
12 июля 2010 года были объявлены результаты открытого конкурса на лучший проект памятника «В борьбе против фашизма мы были вместе», который предполагается установить в Москве на Поклонной горе в декабре 2010 года, в годовщину варварского уничтожения Мемориала Славы в Кутаиси. До момента оглашения итогов конкурса имена авторов сохранялись в секрете. В конкурсе приняли участие 25 проектов, 6 из которых вышли в финал. В течение полутора месяцев в Зале Славы музея на Поклонной горе проходила выставка финальных проектов. Одновременно на сайтах партии «Единая Россия» шло интернет-голосование, по итогам которого первое место занял проект № 11. Его авторы – скульптор С.А. Щербаков, скульптор А.Н. Ковальчук, архитекторы И.Н. Воскресенский и В.В. Перфильев. Интересно отметить, что из шести отобранных в финал проектов четыре, включая победивший, принадлежат этому авторскому коллективу.

Наружное и ландшафтное освещение территории госпиталя ветеранов войн № 2
В 2010 году в соответствии с городской программой «Строительство, реконструкция, ремонт лечебных учреждений города Москвы» были проведены работы по ремонту госпиталя и благоустройству прилегающей территории. Расположенный на Волгоградском проспекте в Москве госпиталь является крупнейшим в мире лечебным учреждением и способен одновременно принять более 1000 пациентов. В год празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне специалистами проектного подразделения Группы компаний «Светосервис» был выполнен проект наружного и ландшафтного освещения территории госпиталя общей площадью 102 тысячи квадратных метров. Согласно проекту благоустройства территория госпиталя была условно поделена на несколько участков: мемориальная зона воинской славы, зона отдыха для посетителей, зона активного и спортивного отдыха, парковая зона, буферная зона. Архитекторы, выполнившие проект благоустройства, ставили перед собой несколько задач: повышение эффективности использования территории госпиталя, улучшение внешнего вида и экологического состояния окружающей среды, организация зон отдыха для посетителей.

47 Конгресс IFLAв Сучжоу
Для Сучжоу с его 6-миллионным населением мировой конгресс ландшафтных архитекторов стал важным событием. Обилие должностных и партийных лиц на конференции, а также огромное количество китайских участников и заметное доминирование китайских докладчиков во всех сессиях говорят о большом интересе в Поднебесной к проблемам ландшафтной архитектуры. Представители вузовской науки и специалисты-практики постарались на все сто процентов использовать международный конгресс для пропаганды ландшафтной архитектуры и скорейшего признания официального статуса профессии ландшафтной архитектуры в правительственном квалификационном кадастре. Конгресс был организован Китайской ассоциацией ландшафтной архитектуры, департаментом городского и сельского строительства и развития Провинции Цзянсу, Муниципалитетом Сучжоу, Ландшафтным Бюро Шанхая и Пекинским Лесным университетом при поддержке Международной Федерации Ландшафтных Архитекторов.

Готовим кадры для города
За 10 конкурс значительно вырос и вышел за рамки городской программы «Мой двор, мой подъезд». Сейчас, помимо дворовых территорий, в качестве объектов благоустройства рассматриваются проспекты, магистрали, рекреационные зоны. Авторы представляют на конкурс разработки малых форм, предлагают дизайн уличной мебели, конструкций наружной рекламы и многое другое. С 2007 года к участию в конкурсе активно привлекаются школьники, учащиеся колледжей и студенты специализированных вузов, и их работы оцениваются наравне с профессионалами. В связи с расширением рамок конкурса возникла необходимость изменить его правовую базу – он должен стать Ежегодным открытым смотром-конкурсом Правительства Москвы на лучший проект комплексного благоустройства. Это начинание поддержал Первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петр Павлович Бирюков и все городские службы, участвующие в организации и проведении конкурса.

Новые реалии – новые предложения
Саморегулируемая организация, основанная на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, – Некоммерческое партнерство «Гильдия Профессионалов Ландшафтной Индустрии» («ГиПЛИ») – обратилась в Национальное объединение проектировщиков (НОП) с предложением о внесении изменений и дополнений в законодательные и нормативные акты РФ. Необходимость внесения изменений и дополнений в три основополагающих документа вызвана отсутствием в них такого вида проектной деятельности, как ландшафтное проектирование, включающее в себя необходимые разделы проектной документации для выполнения работ по комплексному благоустройству, ландшафтной архитектуре, средовому дизайну и садово-парковому строительству для отдельных территорий и участков.
Отсутствие законодательной и нормативной базы создает причины для произвольного толкования требований к содержанию проектной документации и к стоимости ландшафтного проектирования. Вследствие этого рынок ландшафтного проектирования заполняется юридическими и физическими лицами, не имеющими профессионального и законодательного права выполнять данный вид проектных работ.

Книжные новинки
С.А. Мостовой, А.С. Павлова «Ландшафтное искусство Японии: Истоки, традиции, современность»
В книге затронуты вопросы, касающиеся истории возникновения, формирования и развития ландшафтного искусства Японии. Особое внимание уделено исследованию особенностей различных типов садов, анализу традиционных и современных художественных приемов и средств, а также выявлению связей с другими видами искусства (архитектурой, живописью, литературой). Основу книги составили материалы, собранные авторами за время многолетних исследований, проведенных в Японии.

И.Н. Воскресенский
«Природа в сакральном». Энциклопедический словарь
Книга представляет собой первый опыт систематизации данных из российских и зарубежных изданий, в которых имеются указания на названия растений, описанных в библейских источниках. Эта работа, в первую очередь, представляет интерес для специалистов в области ландшафтной архитектуры, занимающихся реконструкцией и реставрацией храмовых ансамблей и монастырских территорий. Однако содержание статей словаря, их доступное литературное изложение, графические иллюстрации автора, несомненно, привлекут внимание самой широкой читательской аудитории.