Нужны ли научные исследования в области декоративного садоводства?
  • Версия для печати
  •               Просмотров 9210 Добавить в избраное

Нужны ли научные исследования в области декоративного садоводства?

Виктория Крючкова, доцент кафедры декоративного садоводства и газоноведения РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, к.б.н.


Нужны ли научные исследования в области декоративного садоводства?
17 февраля 2012 года

На какой стадии развития компании, занимающейся производством или реализацией чего-либо, возникает необходимость в научных исследованиях и что вообще такое научное исследование?

 

Научное исследование – это процесс изучения, эксперимента, получения новых сведений, выдвижения теорий и концептуализация информации. Научные исследования могут быть фундаментальными и прикладными. Очень часто приходится сталкиваться с мнением, что фундаментальные исследования это действительно важно, это долгосрочные вложения, а прикладные исследования – это мелочь, даже и заниматься этим не стоит. Однако, для развития производства, развития технологий важны именно прикладные исследования, проводимые в текущий момент, а не фундаментальные, проносящие свою пользу через несколько десятков лет.

 

Цикл развития любой производственной компании (будь то производитель удобрений, растений или чего угодно другого) включает следующие стадии:

1.         Анализ рынка (маркетинг) – что производить и какие именно требования предъявляет потребитель к данной продукции

2.         Исследования и разработки – свойства продукта и почему именно в таком виде этот продукт лучше, чем у конкурентов

3.         Разработка технологических моментов производства

4.         Собственно производство

5.         Реализация и обслуживание

6.         Утилизация (не всегда)

 

Какие-то из этих стадий понятны и легко рассчитываются затраты времени и средств на их проведение, другие отличаются неопределенностью, что сильно усложняет жизнь производителю.

На стадии "Анализ рынка" необходимы маркетинговые исследования, позволяющие правильно оценить необходимость продукта на рынке, вероятную конкурентоспособность, требования к качеству продукта. Такие исследования проводит, как правило, группа специалистов, среди которых маркетолог, агроном (в нашем случае), и другие. Например, необходимо уточнить ассортимент выращиваемой продукции, чтобы не выращивать "что проще", как многие делают, и потом искать покупателя или снижать цены. Дополнительные проблемы возникают при реализации выращенных таким образом деревьев, которые становятся все больше и больше, себестоимость их растет, требуется больше затрат для их выкопки и транспортировки, а цена реализации и спрос увеличиваются не так сильно. Кроме того, без постоянных пересадок снижаются их декоративные качества.  Или, другой пример – открытие торговой площадки. В этом случае также необходимо предварительно провести маркетинговое исследование – определить оптимальное место для строительства и ассортимент продаваемой продукции.

 

Самая наукоемкая стадия – вторая, "Исследования и разработки", и здесь возможна постановка различных целей исследований. Необходимо обратить внимание, что эта стадия осуществляется ДО разработки технологии и начала производства продукта.

 

Цель 1. Изучить все подобные продукты, оценить их достоинства и недостатки и разработать свой, улучшенный во всех отношения, продукт.

 

Задачи исследователя – выяснить недостатки продукта конкурентов, найти пути их устранения и разработать новый, улучшенный продукт для дальнейшего производства. Например, существует много "производителей" (поставщиков) крупномерного посадочного материала сосны обыкновенной, которая, как известно,  достаточно плохо приживается при пересадке во взрослом виде. В данном случае исследователь должен разработать такой способ выращивания, упаковки и транспортировки растения, чтобы обеспечить высокую приживаемость. Сюда же можно отнести и сортоизучение, то есть определение основных характеристик сортов тех культур, которые предполагается выращивать – устойчивость к болезням и вредителям, зимостойкость, коэффициент размножения. Ведь сорта, выведенные для климатических условий европейских стран, далеко не всегда подходят для выращивания в средней полосе России. Зачем наступать на грабли, закупать огромное количество укорененных черенков для доращивания, если данный сорт не зимостоек?

 

Цель 2. Изучить продукт, чтобы дать покупателям грамотные рекомендации по его использованию.

Задачи исследователя – максимальное всестороннее изучение продукта, разработка технических рекомендаций, регламентов использования, рекомендаций по применению и так далее. Например, регламенты применения препаратов на различных культурах (овощных, плодовых, декоративных), или рекомендации по использованию нового стимулятора роста. Для удобства покупателя такие рекомендации должны быть разработаны для максимального количества групп растений, а не только для овощных, как сейчас (потому что они однолетние и разрабатывать рекомендации для них проще).

 

Цель 3. Изучить продукт, чтобы аргументированно показать покупателям, что именно это лучше, чем все остальное.

 

Выяснить, чем данный продукт в лучшую сторону отличается от производимого ранее или сделанного другими производителями. Например, несколько компаний производят партеноциссус (девичий виноград) и реализует его в возрасте 2 лет. У одних он продается с открытой корневой системой, в нашей компании в контейнерах 1 л, у третьих в контейнерах 5 л, а у четвертых в 10-литровых контейнерах. И цель исследования показать, что для развития корневой системы 2-летнего винограда оптимальным является размер в 1 л, более крупные контейнеры использовать бессмысленно, а с открытой корневой системой он, допустим, хуже приживается. Задачи исследователя в таком случае – найти недостатки у продукта конкурентов и достоинства у своего продукта и рассказать всем об этом. В данном случае, даже не обязательно быть непосредственно производителем продукции, можно заниматься его реализацией.

 

На третьей стадии "Разработка технологических моментов производства" также необходимо проведение исследований по самым разным направлениям, от обоснования выбора базовой технологии до разработки отдельных элементов.

 

Сравнение эффективности и обоснование выбора технологии важно для размножения декоративных растений, когда необходимо определить оптимальный способ, дающий наибольший коэффициент при оптимальной себестоимости. Например, стоит выбор между размножением смородины черенкованием или отводками, или размножения сортов сирени обыкновенной черенкованием или прививкой. От выбора способа размножения в таком случае будет зависеть наличие теплиц и парников для укоренения, посевного отделения для выращивания подвоев, хранилища для хранения подвоев и так далее.  Другой пример – определение схемы посадки растений в питомнике, для обеспечения оптимальной площади питания растений в течение нескольких лет выращивания. В ландшафтном дизайне – выбор оптимальной технологии закладки газона в зависимости от почвенных и климатических условий, назначения газона, времени закладки и так далее.

 

Не менее важна и отработка элементов технологии, может быть, незначительных на первый взгляд, но увеличивающих (или уменьшающих) выход продукции или ее себестоимость. Например, исследование влияния удобрений при выращивании какой-либо культуры – всем известно, что удобрения использовать необходимо, но какие именно, в каких дозах и в какие сроки внесения удобрения будут оптимальными для данной культуры. Аналогично с использованием регуляторов роста – насколько это целесообразно в данном случае, какие концентрации, сроки обработки использовать при выращивании растений в питомнике или в дальнейшем, при использовании в озеленении.

 

Начиная с четвертой стадии необходимость в научных исследованиях также возникает, но несколько реже, и в порядке отработки приемов используемых технологий.

 

Таким образом, проведение научных исследований – достаточно важная часть технологического процесса, рационального построения производства. Правильно и вовремя проведенное исследование поможет избежать ошибок, которые могли бы привести к потерям, выпадам, увеличению себестоимости.

 

На первый взгляд кажется, что научные исследования не так уж необходимы в благоустройстве и озеленении, требуют больших финансовых затрат и в конце концов вполне можно обойтись и без них. Пусть научными исследованиями занимаются научно-исследовательские институты, ботанические сады и учебные заведения. А если они придумают что-то новое и полезное, тогда производитель этим воспользуется. В результате научные работники, преподаватели ВУЗов (и огромное количество студентов и аспирантов) занимаются, по большому счету, тем, что интересно именно им в данный конкретный момент времени, и может быть, совсем не нужно производству (в широком смысле этого слова).

 

В связи с особенностями финансирования научных разработок в сельском хозяйстве именно так сейчас и происходит. Вместе с тем, существует ряд вопросов, исследовательских задач, которые важны для производства и существенно ускорили бы процесс внедрения новых технологий, оптимизировали процесс производства и снизили себестоимость продукции. Минимальное государственное финансирование не дает возможности заниматься теми направлениями, которые реально нужны для развития декоративного садоводства, и во многих случаях представители этого садоводства – частные компании. Проведение конкретных исследований по заказу частного производителя (посадочного материала, удобрений, пестицидов и т.д.) существенно ускорило бы внедрение новых технологий.

 

С научной деятельностью автора статьи можно ознакомиться на сайте

www.kruchkova.com


       


Смотрите также

Тема дворянской усадьбы в русской литературе 20 апреля 2018 года

Усадьбы в России стали появляться в 15 веке, когда за верную службу даровались земли. В 1714 год Пётр I подписал указ "О единонаследии", чтобы привлечь новых люде ... 


Комментарии