• Версия для печати
  •               Просмотров 8331 Добавить в избраное

Friedrich Ohmann / Фридрих Оман

(1858-1927)


Friedrich Ohmann / Фридрих Оман

На смену эпохи историзма пришел стиль модерн, который оставил значительный след в европейской культуре XIX-XX столетий. Основной его характеристикой являлось использование растительных мотивов и изогнутых плавных линий.

 

В Австрии модерн носил название Венского сецессиона, по одноименному названию объединения молодых художников и архитекторов, отошедших от консерватизма и связанного с ним историзма. Центром нового направления стал расположенный у венского рынка Нашмаркт выставочный павильон "Сецессион" с позолоченным куполом и типичным для модерна декором.

 

Венский модерн имел свои отличительные черты, заключавшиеся в некоторой сдержанности цветовой гаммы, что, однако, компенсировалось активным использованием декора из художественных элементов, а также воздушностью и открытостью в пространственном решении.

 

Ведущими архитекторами Сецессиона были Отто Вагнер и Йозеф Хоффман. В частности, О.Вагнер, став руководителем новой венской архитектурной школы, вместе со своими учениками разработал новый стиль, часто называемый "стилем практической полезности" (нем. Nutzstil) или "стилем квадрата" (нем. Quadratstil), сочетающий простые геометрические формы и прямолинейную орнаментику. В целом архитектура Сецессиона характеризовалась рациональностью композиционного и конструктивного решений, чёткостью объёмов, ритмической упорядоченностью членений, лаконичность декора.

 

В искусстве создания садов и парков периода Венского сецессиона выделялись работы австрийского архитектора Фридриха Омана.

 

Фридрих Оман. Биография и работы

Ф.Оман родился в 1858 году во Львове (быв. Лемберг, Галиция), который входил в Австро-Венгерскую империю. Начальное образование он получил в родном городе и в Черновцах, куда был переведен его отец, занимавшийся городским планированием. Дальнейшее обучение Ф.Оман продолжил уже в Венском техническом университете, где под руководством Генриха фон Ферстеля (1828-1883) и Карла Кёнига (1841-1915) изучал архитектуру. Позднее он учился в Венской академии изобразительных искусств у архитектора Фридриха фон Шмидта (1825-1891). Учеба у известных мэтров дала будущему архитектору глубокое понимание исторических стилей архитектуры и заложила основу его художественной карьеры. Значительный вклад в развитие архитектурных навыков Ф.Омана внесла его работа над темой "Архитектура и декоративно-прикладное искусство эпохи барокко, рококо и ампира", по результатам которой был опубликован двухтомный альбом с графическими рисунками. После завершения учебы Ф.Оман работал преподавателем в Венском государственном профессионально-техническом училище, был помощником австрийского архитектора и преподавателя К.Кёнига на кафедре архитектуры в Венском техническом университете.

 

Переехав в 1899 году в Прагу, Ф.Оман продолжил заниматься преподавательской и практической деятельностью: сперва работал преподавателем в Пражской школе искусств (Vocational School of Fine Arts), а затем профессором в Пражской академии искусств (The Academy of Fine Arts), где читал лекции по архитектуре и перспективе. Практическая деятельность архитектора была связана с многочисленными государственными и частными проектами по реставрации и строительству, участием в конкурсах. В работе Ф.Оман искал свой стиль. Его ранняя архитектура была создана под воздействием стиля барокко (Sparkasse в Праге, 1891 г.) и ренессанса (Музей декоративного искусства в  в Райхенберге, 1897 г.). Архитектор с интересом следил за новыми тенденциями в мире искусства, что привело его в конечном итоге к Венскому сецессиону. Черты этого стиля отчетливо присутствовали в его дальнейших работах: фасад пражского кафе "Корсо" (1897 г.) и отель "Централь" (1898 г.). На протяжении восьми лет, с 1897 по 1904 год, архитектор являлся действующим членом Союза австрийских художников "Венский сецессион".

 

Через десять лет, в 1898 году, Ф.Оман возвращается в Вену и получает должность архитектурного руководителя проекта регулирования русла реки Венки. В 1899 году архитектор был назначен на еще один важный пост – главного художественного руководителя строительства Нового Хофбурга. Будучи в этой должности Ф.Оман спроектировал два важных городских ландшафтных объекта – новую оранжерею в Бургартене и мемориал императрице Елизавете в венском саду Фольксгартен.

 

Работа архитектора в должности художественного руководителя строительства Хофбурга воспринималась не однозначно. Внесенные им изменения в  170-метровый садовый фасад нового дворца спровоцировали бурю возмущения в комиссии по строительству, включая самого эрцгерцога Франца Фердинанда. Проект реконструкции Ф.Омана вызывал с каждым днем все больше и больше недовольства, как со стороны населения Вены, так и со стороны самого императора. В новом "Венском журнале" от 6 марта 1906 г. была опубликована статья, в которой высказывалось мнение о том, что здание заслуживает того, чтобы его сравняли с землей. Архитектор болезненно воспринимал критику в адрес своей работы и выступал категорически против внесения каких-либо изменений в проекты. В результате Ф.Оман вынужден был подать в отставку с поста художественного руководителя строительства Нового Хофбурга. Предложенная им концепция нового дворцового комплекса так и не прошла согласование комиссии во главе с Францем Фердинандом и осталась нереализованной.

 

Архитектор вернулся к академической работе и руководил мастер-классом по архитектуре в Академии изобразительных искусств Вены. Многочисленные известные архитекторы Венского модерна посещали его мастер-классы.

 

Помимо педагогической работы, Ф.Оман работал и как архитектор-практик, курируя многочисленные строительные проекты в Вене и других городах Австрийской империи. Он проявлял интерес и активно участвовал в разработке крупных градостроительных объектов, таких как проект ансамбля Карлсплац (1899, 1903 и 1907 гг.) и площадь перед Вотивскирхе (1916 и 1917 гг.) в Вене. Личная жизнь Ф.Омана сложилась не так благополучно: в 1917 году умирает от плеврита его единственный сын, что стало для архитектора тяжелым ударом, наложившим отпечаток на всю оставшуюся жизнь.

 

Творческая деятельность Ф.Омана продолжалась более 40 лет. В 1926 году архитектор вышел в отставку, а спустя год, 6 апреля 1927 г., скончался и был похоронен на Центральном кладбище Вены.

 

За годы своей карьеры Ф.Оман был удостоен многочисленных наград, в том числе премии города Вены, почетных степеней в университетах Праги, Мюнхена, Граца. Являлся почетным членом Венской академии изобразительных искусств.

 

Самыми значимыми ландшафтными работами Ф.Омана являются набережная в Штадтпарке, мемориал императрице Сиси в Фольксгартене и сооружение Пальменхауса в Бурггартене (Вена).

 

Портал и набережная реки Венка в Штадтпарке

Строительство Венской городской железной дороги c 1894 по 1901 год по проекту архитектора О.Вагнера проходило параллельно с работами по регулированию поймы реки Венки (1896-1899 гг.). Это был крупный градостроительный проект, охватывающий 17 километров реки, вместе с мостами, смотровыми станциями и защитными шлюзами. Изменения коснулись и набережной Штадтпарка. Потребовалась разработка нового проекта данной территории и дальнейшая ее реконструкция. В 1898 году главным архитектором проекта был назначен Ф.Оман. Он сменил на данном посту своего друга и коллегу Рудольфа Кригхаммера. Партнером Ф.Омана по проекту стал архитектор-мостостроитель Йозеф Хэкхофер (1863-1917 гг.), совместно с которым в 1900 году было начато проектирование.

 

Штадтпарк был одним из первых общественных парков города, созданным еще в 1862 году. Его строительство было осуществлено в рамках проекта по устройству центральной магистрали Вены – Рингштрассе. В проекте Штадтпарка Йозефа Зелены и Рудольфа Зибека река Венка разделяла две части парка и имела нерегулируемое русло. Склоны поймы реки имели вид зеленых откосов с древесно-кустарниковой растительностью. Прокладка городской железной дороги и сооружение нового русла реки Венки потребовало проведения реконструкции этой части парка.

 

По плану Ф.Омана и Й.Хэкхофера композиция набережной имела прямолинейные очертания. Архитектурное решение предусматривало создание трехуровневой спускающейся к реке системы террас, нижний уровень которой занимало русло реки Венки, а на втором и третьем располагались прогулочные зоны. Средний уровень набережной на левобережной стороне имел особенно выразительное декоративное оформление. Каменную стену украшали ниши с виноградом на трельяжах. Между ними были установлены высокие керамические бирюзовые вазы. Контраст винограда и бирюзы ваз был особо заметен в осеннее время, когда виноград приобретал пеструю окраску. По всей длине набережной располагались скамьи для отдыха и фонари.

 

Архитектурно-ландшафтная концепция ансамбля строилась на тематике воды. Его архитектура объединила черты Венского сецессиона и необарокко, что нашло отражение в его архитектурных постройках и декоративном оформлении. Многие элементы декора набережной соотносились с элементами паркового декора времен барокко, о чем свидетельствовало обилие балюстрад, лестниц, колоннад, арок, скульптурного оформления. В ансамбле присутствовали также барочные мотивы грота и водного театра.

 

Главными сооружениями новой набережной стали входной портал со стороны Йоханнесгассе и здание Молочни.

 

Каменный портал со стороны Йоханнесгассе обозначал вход на набережную и в парк. По задумке Ф.Омана и Й.Хэкхофера, вуаль воды ниспадающего каскада, две перекрещивающиеся струи воды, вырывающиеся из хоботов каменных слонов, и многочисленные боковые фонтаны должны были создавать водную завесу и скрывать темный выход туннеля моста. В соответствии с концепцией проекта надлежащий фон для каменного портала обеспечивали высокие деревья и живые изгороди на границе парка.

 

В проекте набережной проявилась еще одна характерная черта Венского сецессиона – это обращение к символизму. Как и в прочих разновидностях европейского модерна, Венский сецессион имел тесную идеологическую связь с символизмом. Символ становился центром художественной концепции искусства, что объясняло частое присутствие в произведениях мифологических и аллегорических фигур, особого семантического значени.  Можно предположить, что именно символизмом объясняется включение в композицию портала на набережной фигур двух слонов. Нужно также принять во внимание, что Венский сецессион складывался под влиянием английского (в том числе колониального) и восточного искусства и мифологии, где слон считался символом царской власти, процветания и счастья. Согласно проекту Ф.Омана и Й.Хэкхофера, каменные слоны с выливающимися из их хоботов мощными струями воды, должны были быть установлены по левой и правой сторонам портала. Вместе с текущей водой Венки, мощным водопадом, ниспадающим с моста, по задумке авторов, создавалась грандиозная архитектурно-ландшафтная композиция, имеющая аналоги разве что в водных театрах барокко.

 

Тематика скульптурного оформления набережной также использует тему аллегории, персонифицируя четыре времени года в виде женских фигур. 

 

Еще одно сооружение набережной, здание Молочни, было построено в 1902-1903 годах на территории детского парка (правая сторона набережной реки Венки). Здесь взрослым посетителям и детям круглогодично предлагалась порция молока: летом за столиками на террасах кафе, а зимой, во время катания по льду реки, прямо с террасы Молочни.

 

В выборе растений для оформления набережной авторы также следовали принципам модерна. Основным растением в композиции стал виноград, морфология которого собственно и легла в основу этого стиля. Культурные формы винограда на трельяжах украшали аркады входной композиции и ниши на втором уровне набережной. Свободные плети длинного дикого винограда, посаженного на подпорных стенках, вертикально спадали к воде, образуя живые растительные каскады. Для древесных растений Францем Клугом были выполнены крупные контейнеры. Их установили у каменных павильонов на верхнем уровне набережной.

 

Работы по строительству набережной сопровождались целым рядом трудностей строительного и проектного характера. В 1900 году в Вене вновь случилось наводнение и паводковой водой было снесено хранилище материалов для строительства набережной Штадтпарка. По этой причине в 1901 году городским муниципалитетом, выступавшим главным заказчиком строительства ансамбля, было принято решение втрое урезать выделяемые для строительства набережной средства, что не могло в свою очередь не повлиять на осуществление проекта. В результате пришлось отказаться от полной реализации изначальной концепции. Была построена только одна часть композиции с террасами на набережной и каменным порталом с двумя павильонами со стороны Йоханнесгассе. Многие элементы художественного и декоративного оформления остались не реализованными: фигуры двух слонов и водопад, стекающий с верха каменного портала, а также скульптуры танцующих женщин, украшающих его. Не были реализованы и задуманные Ф.Оманом гроты в левой стене набережной. Вместо них были установлены четыре скульптуры аллегории времен года (скульпторы Йоханнес Бенк и Ханс Ратауски), чередующиеся с бирюзовыми керамическими вазами.

 

Из-за отсутствия регулярных поступлений денежных средств дата завершения строительства постоянно откладывалась. Как и в случае с Хофбургом, Ф.Оман отчаянно противостоял любому изменению проекта. Совместно со своим партнером он направил в муниципалитет города Вены письмо, в котором жаловался на медленные темпы работ, а также отход от авторской концепции проекта.

 

Только к 1905 году были завершены работы по скульптурному оформлению набережной и озеленению входного портала, который был фланкирован группами из сосны, лавра, дуба и липы. К концу мая 1906 года строительство набережной было практически закончено. Окончательное ее открытие состоялось 15 ноября 1906 г. Затраты на строительство набережной составили около 556.000 австрийских крон, что соответствует в современном выражении сумме порядка 4,6 млн. евро. Из-за неполной реализации проекта ансамбля Ф.Оман остался не вполне довольным конечным результатом.

 

В 1906 году архитектор обратился к муниципалитету  города Вены с инициативой доработки оформления каменной стены набережной между порталом и мостом Каролины, чтобы завершить ее создание в том виде, в котором она была предложена в первоначальном проекте. Бронзовые скульптуры должны были приобрести мерцание золота. Для сбора средств была организована лотерея, в которой архитектор принял непосредственное участие, пожертвовав 400 крон. Однако на собрании венской ассоциации архитекторов и инженеров предложение Ф.Омана было отвергнуто.

 

Новая реконструкция набережной Штадтпарка, проведенная по проекту Ф.Оман и Й.Хэкхофера, вызвала неоднозначный резонанс в обществе и среди специалистов: в прессе встречались как отрицательные, так и положительные отклики на новый ансамбль. Однако время показало, что ансамбль набережной Штадтпарка вошел в историю как ярчайший пример садово-парковой архитектуры европейского модерна.

 

Оранжерея в Бурггартене

С 1899 по 1907 годы Ф.Оман  руководил строительством Нового Хофбурга, в рамках строительства которого была возведена новая оранжерея Бурггартена – Пальменхаус.

 

Изначально Бурггартен, или как еще его называли Императорский сад, был построен в период с 1818 по 1823 годы по проекту архитектора Людвига фон Реми (Ludvig von Remy) и воплощен в жизнь дворцовым садовником Францем Антуаном. Во второй половине XIX столетия сад неоднократно подвергался композиционным изменениям. Так, в результате реконструкции, начавшейся во время правления императора Фердинанда I и продолжившейся в период нахождения у власти императора Франца Иосифа, сад обрел черты ландшафтного, живописного стиля. Изменились планировка, рельеф и размер самого сада, увеличению которого способствовал снос в   60-х годах XIX столетия фортификационных городских сооружений. В 1818-1826 гг. в саду, на месте застройки 17-го века, была построена оранжерея, ставшая одним из первых сооружений из стекла и стали в Вене. Она выполняла репрезентативную функцию и использовалась для проведения приемов и праздников.

 

Строительство Нового Хофбурга в 1881-1913 годах внесло значительные изменения в "ансамбль трех садов" − Фольксгартена, Хельденплац и Бурггартена, в результате чего последний оказался отрезанным от остальных двух садов и потерял часть своей территории, что повлекло в свою очередь необходимость проведения очередной его реконструкции. В этот период в саду появляются новые декоративные элементы, на месте старой оранжереи возводится новый Пальменхаус, автором которого и выступил Ф.Оман.

 

Проектирование и строительство "Нового зимнего сада" велось в период с 1901 по 1906 годы. Его архитектура была смесью позднего историзма, барокко и модерна и являлась прекрасным дополнением к ансамблю Нового Хофбурга. Пальменхаус был выполнен из стекла, стали и камня и стал одним из наиболее выразительных образцов венской архитектуры рубежа XIX-XX столетий. Сооружение имело длину 180 м и ширину 13 м и состояло из пяти частей: самой высокой средней части, двух крыльев и двух башен, построенных последователем Ф.Омана Людвигом Бауманом. Изначально существующий одноэтажный переход от оранжереи к императорскому дворцу по указу Франца Фердинанда был снесен, поскольку перекрывал вид на дворцовый фасад императорской библиотеки.

 

На фасаде центральной части оранжереи расположились колоннада из шести элементов, увенчанных вазами, и двух пилонов со скульптурными группами.

 

В архитектуре оранжереи гармонично сочетались рустованные фасады центрального портика и угловых башен и стеклянные перекрытия. Как во многих других венских постройках того времени, в сооружении Пальменхауса использовалось несколько видов камня, привезенного с отдаленных уголков Габсбургской империи.

 

Центральным орнаментальным растением, как и в случае с набережной Штадтпарка, выступил виноград: стены внутреннего пространства зимнего сада украсили изображения виноградников (художники Рудольф Веер, Эдмунд Хельмер, Йозеф Мизельбек).

 

После строительства Пальменхаус выполнял функцию императорского зимнего сада, теплицы, цветочного салона и др.

 

Сочетание функционального стекла и железа, монументальных форм позднего классицизма, оформления в духе Венского сецессиона, а также отдельных барочных элементов с ионическими колоннами в итоге создало по мнению совремнного австрийского архитектурного критика Фридриха Ахляйтнера, один из "красивейших представителей венской архитектуры рубежа XIX-XX веков". 

 

Мемориал императрице Елизавете в Фольксгартене

Поводом для строительства мемориала послужила трагическая смерть от рук анархиста императрицы Елизаветы в Женеве в 1898 году. Появлению мемориала в венском саду Фольксгартен предшествовали шесть лет дискуссий о его размещении и концепции. Была создана специальная комиссия во главе с императором Францем Иосифом, проведены два конкурса, на которых были представлены около 70 проектов. Однако победитель так и остался не выявленным. Будучи на посту руководителя строительства Нового Хофбурга, Ф.Оман в 1903 году вне конкурса представил свой проект мемориала, который был в итоге и выбран комиссией для дальнейшей реализации.

 

Место для размещения мемориала, недалеко от императорского дворца, было определено самим Францем Иосифом. Вытянутый вдоль Лёвельштрассе участок Фольксгартена был огражден от остального сада густой растительностью, что придавало ему интимный, приватный характер. Это как нельзя лучше подходило для размещения памятного объекта.

 

В соавторстве с Ф.Оманом работал скульптор Ганс Биттерлих, который стал автором скульптуры императрицы. Г.Биттерлих никогда лично не видел императрицы Елизаветы и вынужден был полагаться на ее фотографии и, в особенности, на любимый Францем Иосифом образ 30-летней Елизаветы на портрете художника Георгия Рааба. Именно в этом возрасте она была запечатлена в 2,5-метровой статуе мемориала, изваянной из 15-ти тонной глыбы мрамора [5].

 

Скульптору хорошо удалось передать всю тонкость натуры императрицы, ее одиночество и отрешенность от внешнего мира. Элементы памятника – открытая книга, розы, две собаки у ног императрицы Сиси – олицетворяют ее не как представительницу монархии, а, скорее, как частное лицо. Тематика роз была выбрана неслучайно: молодую императрицу часто сравнивали с бутоном розы и изображали на их фоне; поэт И.Непомук называл ее "розой Баварии", первым подарком будущей невестке от императрицы Софии был переданные с Францем Иосифом в Мюнхен зимой 1853 года букет и венок из свежих роз.

 

В концепции проекта Ф.Омана также нашла отражение личность императрицы. По замыслу архитектора, мемориал создавался по образу римского "храмового комплекса", сердцем которого стал "храм Елизаветы" или, как его назвал сам Ф.Оман, "Святая святых".

 

Выбор архитектором тематики "храма", как места поклонения и почитания императрицы, был неслучаен. Если при жизни императрицы Елизаветы о ней говорили немного, то после гибели отношение к ней изменилось. Трагическая судьба Елизаветы превратила ее в историческую личность с трагической судьбой и ореолом мученицы.

 

К окруженному рощей "храму" подводила липовая "священная аллея", движение по которой было сравнимо с дорогой паломников к античному храму. От аллеи и далее по двум сторонам боулингрина дорожка вела к "входу" в "храм", обозначенному двумя колоннами, увенчанными урнами и арками с трельяжами и диким виноградом.

 

В архитектуре и декоре "храма Елизаветы" явно прослеживались черты барокко с обращением к теме античности, а также черты Венского сецессиона со склонностью к лаконичному дизайну, четким объемам и квадратным очертаниям. Современный австрийский архитектурный критик Фридрих Ахляйтнер описал концепцию мемориала как "структурную реализацию барочного и импрессионистского видения в атмосфере нового века".

 

Концепция "храма" четко выявлена и в плане композиции мемориала. Вытянутое пространство участка Фольксгартена как нельзя лучше подходило по задумке Ф.Омана для организации трехнефового крестообразного "храма" Елизаветы. В планировке этой открытой части композиции прочитываются главные составляющие христианского храма: преддверие к храму, центральный и боковые нефы, средокрестие, апсида и престол. Преддверие к "храму", обозначалось цветником, центральный неф был представлен в виде зеленого боулингрина. Центральное место престола занимала скульптура императрицы Елизаветы на постаменте. Апсида из арок с трельяжами и высокая живая изгородь обеспечивали надлежащий для белой скульптуры фон. У подножья императрицы, в средокрестие "храма", находился декоративный водоем геометрических очертаний с двумя высокими чашами фонтанов. По обе стороны "храма" располагались пристенные фонтаны и фигуры девушек, удерживающих кувшины с выливающимися струями воды.

 

В проекте мемориала, как и в проекте набережной Штадтпарка, Ф.Оман вновь обращается к свойственному для Венского сецессиона символизму. Императрица Сиси, как ее нежно называли в народе, большинство времени была вне жизни дворца и императорской семьи. Она любила уединение и сторонилась общества. Боулингрин, заниженный газон, а затем и водоем отделяли посетителя от самой императрицы, символизируя ее уединенность.

 

Официальное открытие мемориала с участием императора Франца Иосифа состоялось 4 июля 1907 г. Мемориал стал еще одним знаковым для Венского сецессиона ландшафтным объектом и новым эталоном в монументальном искусстве.

 

Использование классических приемов и элементов, активное введение воды, взаимодействие архитектурных и растительных элементов позволило Ф.Оману создать особую ауру мемориала, которая была обращена к эмоциям и переживаниям посетителя.

 

Заключение 

Участие Ф.Омана в знаковых градостроительных, архитектурных и ландшафтных проектах позволило стать ему одним из ведущих архитекторов своего времени, творчество которых прочно вошло в историю. Несмотря на то, что австрийским архитектором не было создано большого числа зданий, а многие его крупные градостроительные проекты так и остались нереализованными, он смог найти свой индивидуальный подход к использованию в творчестве традиционного и современного искусства. Ф.Оману, больше чем другим архитекторам того времени, удалось достичь синергии между различными архитектурными тенденциями и национальными мотивами. В его ландшафтных работах создался гармоничный симбиоз между архитектурой и природой, ставший ярким примером стилистических направлений модерна и неоклассицизма рубежа XIX-XX столетий. Выполненные Ф.Оманом проекты набережной реки Венки в Штадтпарке, оранжереи Пальменхаус в Бурггартене и мемориала императрице Елизавете в Фольксгартене позиционируют его как ведущего ландшафтного архитектора периода Венского сецессиона.

 

Сидоренко Марина,
кандидат архитектуры,
доцент кафедры ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства
Белорусского государственного технологического университета,

Минск, Беларусь.

https://www.belstu.by/faculties/lh/lpisps.html

 

Список использованных источников:

  1. Bildergalerie "Ohmannsche" Wienflussverbauung im Stadtpark. – http://www.wien.gv.at/verkehr/brueckenbau/baustellen/wienflussgalerie.html

  2. Венский модерн. Архитектура 1900-х. – http://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post97026147

  3. Friedrich Ohmann ein Architekt zwischen den Disziplinen. - http://www.ohmann.cc/index.php?lang=de 

  4. Hajos G. Stadtparks in der österreichischen Monarchie 1765-1918 / G.Hajos–Wien, Köln, Weimar: Böhlau Verlag, 2007. –  99–103 S.

  5. Meder I. Das Wienfluss-portal im Stadtpark. // "Die Münze".− 2010.−№11-12.−S.4-10.


       


Смотрите также

John Vanbrugh / Джон Ванбру

Сегодня историки признают Джона Ванбру как одного из самых значительных представителей эпохи расцвета английского барокко. Ванбру никогда не учился садовому дизайну и тем б ... 


Комментарии