• Версия для печати
  •               Просмотров 6169 Добавить в избраное

Humphry Repton / Хамфри Рептон

(1752 - 1818)


Humphry Repton / Хамфри Рептон

Английский ландшафтный архитектор Хамфри Рептон (Humphry Repton) считается преемником и продолжателем дела знаменитого на весь мир создателя садов Ланселота Брауна (Lancelot Brown). Клиентами Рептона была та же аристократическая публика, состоящая из крупных помещиков и представителей зажиточного среднего класса.

 

Рептон начал архитектурную практику в 1788 году, спустя 5 лет после смерти Брауна и в последующие 30 лет с такой же энергией, как и его предшественник, неутомимо путешествовал по стране, начиная с Восточной Англии, где жил и работал (Северный Уэльс, Корнуолл, Йоркшир) и вплоть до несчастного случая в 1811 году, в результате которого он остался на долгие годы прикованным к инвалидному креслу. Также как и Ланселот Браун, он снискал репутацию профессионала в аристократических кругах, что играло важную роль в завоевании и приумножении клиентов. Хотя, как и в случае с Брауном, большинство его работ со временем либо исчезли с лица земли, либо облик их был изменен до неузнаваемости. Но есть и такие заслуживающие внимания работы, которые сохранились до наших дней в почти неизмененном виде, со всеми историческими строениями и принципами размещения растений.

 

Ландшафтный дизайн поначалу казался Рептону не самой удачной профессией. Он родился в 1752 г в английском городе Бери-Сент-Эдмундс, в обеспеченной семье налогового инспектора. Уже в местной школе, а впоследствии в Норвиче, куда семья переехала в 1762 г., отец предрекал ему купеческую карьеру. В результате в возрасте 12 лет Хамфри послали в Голландию изучать датский язык и методы торговли на примере одной из самых процветающих европейских стран. Он жил в доме друга отца Захари Хоупа (Zachary Hope), занимался с репетитором музыкой, литературой и рисованием. Ему нравилось учиться, но это были не совсем те дисциплины, которые должны были помочь в дальнейшей карьере. В 16 лет он вернулся в Норвич, где занялся торговлей текстилем (хотя эта сфера деятельности не приносила ему должного удовлетворения). В 1773 году в возрасте 21 года Рептон женился на Мэри Кларк (Mary Clarke), и вскоре открыл собственную компанию.

 

В 1778 году, когда родители умерли, Рептон обосновался в загородном доме в местечке Sustead, недалеко от Эйлшама (Aylsham, Norfolk). Спустя несколько лет появилась потребность в занятии, которое помогло бы ему не бедствовать и жить в свое удовольствие. Рептон пробовал свои силы в качестве журналиста, драматурга, художника, политического деятеля, а также в качестве секретаря своего соседа Вильяма Виндхэма (William Windham) в Фелбриг-Холле (Felbrigg Hall).

 

Как раз в это время был заложен фундамент успешной карьеры Рептона как садового дизайнера. Виндхэм позволил Рептону пользоваться своей библиотекой и познакомил со многими важными персонами, в том числе Ричардом Пэйном Найтом (Richard Payne Knight), дизайнером, создателем пейзажных садов, который оказал огромное влияние на дальнейшую карьеру Рептона, и Сэром Джозефом Банксом (Joseph Banks), путешественником и ботаником. Было очевидно, что для такой личности как Рептон, сочетающей художественный талант и профессиональный подход, успешной оказалась та сфера приложения его умений, в которой он находил удовлетворение.

 

В 1783 году финансовые проблемы вынудили Рептона продать свой дом возле Эйлшама и перебраться в загородный коттедж в одну из деревень в Эссексе, где он и провел остаток своей жизни.

 

Можно с легкостью обнаружить различия между работами Ланселота Брауна и Хамфри Рептона. Браун учился садоводству и уже в 20-летнем возрасте работал в одном из знаменитейших садов того времени для одного из влиятельных людей Англии. Рептон, достигший 40-летнего возраста и не имеющий специального образования, оказался в ландшафтном дизайне по нужде, и первыми его клиентами стали его состоятельные друзья. За короткое время Рептон значительно продвинулся вперед в своей карьере; он стал успешным дизайнером, а его работы пользовались большим спросом. Все это говорит в пользу врожденного таланта. За 5 лет он подготовил первую из 4-х главных публикаций по садовому дизайну, которые дали обширное представление и яркую иллюстрацию идей и принципов  и стали доступны любому дизайнеру того времени. Первая книга, «Эскизы и принципы ландшафтного садоводства» (1795), содержала едва заметный ответный укол в сторону напыщенных помпезных публикаций, написанных годом раннее Ричардом Пейном Найтом под названием «Ландшафт» и Прайсом Ювдейлом (Price Uvedale) под названием «Эссе о пейзаже». Последний активно критиковал работы Ланселота Брауна и вскользь, но тоже критически, отзывался о Хамфри Рептоне. 

 

В 1803 году Рептон опубликовал свою самую серьезную работу - «Наблюдения за теорией и практикой ландшафтного дизайна», за которой, в 1806 году последовало короткое эссе «Попытка распознать изменения в стиле», а в 1816 году серию завершила книга «Фрагменты теории и практики ландшафтного проектирования».

 

В этих книгах раскрываются идеи Рептона на примере созданных им работ. Он отмечает, что даже скромная деталь не должна ускользнуть от пристального взгляда дизайнера. Совершенство дизайна скрыто в 4 элементах. Во-первых, он должен отражать красоту природы и скрывать недостатки под любым предлогом. Во-вторых, он должен дарить ощущение свободы, тщательно маскируя границы. В-третьих, дизайн должен умышленно скрывать всякое вмешательство науки, каким бы дорогостоящим оно не было, совершенствуя естественную сущность и производя впечатление творения природы, а не человеческих рук. И, в-четвертых, все объекты должны стать одним целым, с общей картиной, а если это по какой-то причине невозможно, то неудачный элемент должен быть удален или спрятан.

 

Для Рептона взаимосвязь между домом и ландшафтом была первостепенна; он даже считал, что они должны быть неразрывно связаны. Стиль дома, который для него был либо классическим, либо готическим, (ставший за время его карьеры очень популярным в Англии), следовало бы отразить подробно в окружении. Частично в силу обстоятельств, либо следуя ожиданиям клиентов, Рептон визуально уменьшал размеры сада. В то же время он редко видоизменял строения, что было характерно и для Ланселота Брауна. Роскошные дома могли удачным образом вписаться в окружающее зеленое пространство, но Рептон стремился выгодно представить постройки с помощью террасирования, балюстрад, и при необходимости организованных цветочных садов в ближайшем окружении.

 

В диалоге с клиентом он использовал схему «Красная книга» - систему представления своих предложений с лучшей стороны с использованием таланта рисования, чтобы наиболее полно отразить свой замысел. Каждая «Книга» содержала детальный план и была уникальна. Презентация подкреплялась оригинальными иллюстрациями на перекидных листах, которые при смене отражали все изменения (принцип «до и после»).

 

К концу 90-х гг. XVIII века серия успешных работ превратила Рептона в самого востребованного английского дизайнера, например, работа для Томаса Кока в Холкхэме (Thomas Coke, Holkham), герцога Портленда в Аббатстве Велбека (Duke of Portland, Welbeck Abbey) и Лорда Дарнли в Кобэм-Холле (Lord Darnley, Cobham Hall). Велбек и Кобэм были проектами, которые воплощались в жизнь более 10 лет. В Кобэме Рептон был полностью удовлетворен приложенными усилиями и результатом, которые он описал в «Теории и Практике» в 1816 году: «Дом уже не просто громадина, которая одиноко стоит на вытоптанной крупным рогатым скотом земле. Стены украшают розы и жасмин, внутри витают цветочные ароматы. Парк улучшен богатым передним планом и хорошо просматривается с террас в саду или с балконов апартаментов».

 

В 1795 году Рептона пригласил для работы Пол Кобб Метен (Paul Cobb Methuen) - владелец Коршэм-Корта в Вилтшире (Corsham Court, Wiltshire). Большой объем работ по благоустройству дома и парка Рептон проводил совместно с архитектором Джоном Нэшем (John Nash). Работа Рептона в Коршэме также выдержана в стилистике Ланселота Брауна и отражается в количестве и ассортименте высаженных деревьев - он перемешал березу и дуб с более непредсказуемыми экзотическими видами, которые были совсем недавно завезены в Англию, а именно: дубом каменным (Quercus ilex), дубом шарлаховым (Quercus coccinea) и дубом иволистным (Quercus phellos).

 

В 1790-е гг. Рептон и Нэш создали удивительный ландшафт в Девоне, вокруг Замка Ласкомб (Luscombe Castle), который принадлежал банкиру Чарльзу Хоару (Charles Hoare). Не будучи слишком большим, Замок был одним из самых привлекательных готических домов того периода, и окружение, созданное Рептоном, с лесистыми холмами в непосредственной близости и долиной на юге, лишь подчеркнуло его красоту и романтичность.

 

К началу XIX века Рептону уже не требовалась помощь архитектора, - подрастал его младший сын, который проходил практику у него в офисе. Рептон писал и издавал книги, много путешествовал, пока в 1811 году с ним не произошел несчастный случай.

 

Но, несмотря на этот неприятный момент, уже на закате жизни Рептон создал в Шерингем-Холле (Sheringham Hall), в Норфолке, такой полноценный ландшафт, что считал его лучшим в своей карьере. В партнерстве с сыном Джоном Адэй Рептоном (John Adey Repton) они построили дом, разработали интерьер и все элементы сада и ландшафта. Поместье Sheringham Hall находится в прибрежном городе Кромер, но Вы не увидите здесь моря. Дом лежит у подножья холма, что скрывает его от морских ветров. Одно из удачных решений Рептона – сохранение в нетронутом виде сада перед домом и акцентирование внимания на эффекте, который дают новые посадки уровнем выше. На одном из холмов появился Храм, с которого открывается прекрасный вид на дом и море.

 

Шерингем-Холл был, возможно, самой важной из последних работ Рептона, но есть еще одна работа в Парке Эшридж (Ashridge Park), которая показывает, с каким удовольствием Рептон создавал формальные сады – работа, которая возвестила возвращение декоративного и цветочного садоводства. Часть территории этого парка, к дизайну которого приложил руку и Ланселот Браун, Рептон по пожеланию хозяина имения оставил нетронутой, но вокруг дома спланировал серию великолепных садов, включая Монастырский сад и Розарий.

 

Михаил Щеглов, Юлия Полякова

GARDENER.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовал Хамфри Рептон:

 

  • Abbots Leich, Avon

  • Antony House, Cornwall

  • Ashridge Park, Hertfordshire

  • Ashton Court, Somerset

  • Attingham Park, Shropshire

  • Babworth, Nottinghamshire

  • Barningham Hall, Norfolk

  • Burley-on-the-Hill, Leicestershire

  • Cassiobury Park, Hertfordshire

  • Cobham Hall, Kent

  • Corsham Court, Wiltshire

  • Courteenhall, Northamptonshire

  • Crewe Hall, Cheshire

  • Culford, Suffolk

  • Dullingham, Cambridgeshire

  • Dyrham Park, Avon

  • Endsleigh, Devon

  • Garnons, Herefordshire

  • Gayhurst, Buckinghamshire

  • Harewood House, Yorkshire

  • Hasells Hall, Bedfordshire

  • Hatchlands, Surrey

  • Heathfield Park, Sussex

  • Holkham Hall, Norfolk

  • Lamer, Hertfordshire

  • Lathom House, Lancashire

  • Livermere Park, Suffolk

  • Longleat, Wiltshire

  • Longnor Hall, Shropshire

  • Luscombe Castle, Devon

  • Milton, Cambridgeshire

  • Moccas Court, Herefordshire

  • Mulgrave Castle, Yorkshire

  • Panshanger, Hertfordshire

  • Plas Newydd, Anglesey

  • Port Eliot, Cornwall

  • Prestwood, Staffordshire

  • Purley Hall, Berkshire

  • Rendlesham Hall, Suffolk

  • Rhug Hall, Clwyd

  • Rode Hall, Cheshire

  • Rudding Park, Yorkshire

  • Sarsden House, Oxfordshire

  • Sezincote, Gloucestershire

  • Shardeloes, Buckinghamshire

  • Sheringham Hall, Norfolk

  • Stanage Park, Powys

  • Sufton Court, Herefordshire

  • Tatton Park, Cheshire

  • Tregothnan, Cornwall

  • Tyringham, Buckinghamshire

  • Uppark, Sussex

  • Welbeck Abbey, Nottinghamshire

  • Wentworth Woodhouse, Yorkshire

  • Wimpole Hall, Cambridgeshire

  • Woburn Abbey, Bedfordshire

 

 


       


Смотрите также

John Vanbrugh / Джон Ванбру

Сегодня историки признают Джона Ванбру как одного из самых значительных представителей эпохи расцвета английского барокко. Ванбру никогда не учился садовому дизайну и тем б ... 


Комментарии