• Версия для печати
  •               Просмотров 4647 Добавить в избраное

Кармазин-Каковский Всеволод Яковлевич

(1900-1982)


Кармазин-Каковский Всеволод Яковлевич

Всеволод Кармазин-Каковский опубликовал сотни искусствоведческих работ. Среди них большинство посвящено теме пейзажной архитектуры. Про деятельность автора в этой области написано и опубликовано немало. Но мало кто из специалистов знает про уникальный институт, который этот неутомимый человек основал и руководил им более 60 лет. Помог ему в этой работе его отец Яков Кармазин-Каковский (1862-1948), который вынашивал идею создания специализированного института на протяжении двадцати лет (1901-1921). Цели Научно-исследовательского института пейзажной архитектуры (НИПА) можно кратко сформулировать так: раскрытие, изучение и использование потенциала объединенных факторов природы и искусства. Композиция архитектуры пейзажа состоит в витализации, эстетизации и в целом гармонизации окружающей среды и быта человека в ней. Это должно способствовать здоровой, уравновешенной и гармоничной жизни.


Всеволод Кармазин-Каковский родился в 1900 году. Получив хорошее образование, с 15 октября 1921 года был назначен ассистентом Института народного образования и Художественного института. Тогда же возникла художественная мастерская архитектуры пейзажей, которую возглавил он сам. Зарегистрировали мастерскую как Ателье-лабораторию пейзажной архитектуры (АЛПА). На качество лаборатории оказало влияние то, что на работу поступало много опытных специалистов, и, кроме того, двадцатилетний опыт отца руководителя - Якова Кармазина-Каковского, который при этом был внештатным профессором высших школ и преподавал факультативный курс “Свет и цвет”, а также проектировал усадьбы и парки. Ателье имело творческие связи с кафедрой архитектуры профессора С. Новаковского в Варшаве и с творческим ателье известного украинского профессора архитектуры В. Кричевского в Киеве. Положительно оценивали деятельность Кармазина-Коковского академик архитектуры Заболотный (Киев), Гинзбург (Москва), Марку (Бухарест), доктора архитектуры Ильин и Дюбяго (С.-Петербург). Кармазин-Каковский, начиная с 1921 года, стал активно разрабатывать факультативные и программные курсы для высшей школы: “Эстетическая география украинской этнографической территории и всего мира” (Одесса, 1922). В 1928 году В. Кармазин-Каковский защитил диссертацию при Академии наук на тему: “Искусство украинской хаты среди народного жилья других славян”.


В течение 1927-1931 гг. (через 10 лет после окончания факультета архитектуры (1917—1921)) Кармазин-Каковский закончил факультет графики. Учился он у шведа В. Заузе, который очень любил украинскую природу, был убежден, что все сельское хозяйство, включая лесоводство, должно согласовывать утилитарные насаждения и строительство с красотой. Основным направлением работы НИПА, в который была преобразована АЛПА, кроме проектирования, была историко-теоретическая тема: “Пейзажи витализации, эстетизации, гармонизации”, в развитие которой велись опыты: современное состояние и развитие фитопейзажей (исторические стили и гармония фитопейзажей), гармония света и цвета, терапевтический потенциал композиции фитопейзажей (фитотерапия, сильвотерапия). В 1931 году Кармазин-Каковский получил приглашение в Харьковский художественный институт и там, вместе с деканом архитектурного факультета профессором архитектуры Константином Жуковым, основал впервые на Украине факультет архитектуры пейзажей и стал вести основную дисциплину “Архитектура пейзажей: история, теория и практика проектирования”. Институт пейзажа, которым руководил Кармазин-Каковский, в 1931 году организовал четыре филиала: два в Харькове, один в Киеве и один в Ялте. В Ялте филиал представлял собой базу для практики студентов пейзажно-архитектурного профиля для разработки дипломных проектов по садам и паркам курортов Крыма. В результате учебы в аспирантуре в Харькове была разработана и в 1941 году защищена диссертация на тему: “Пейзаж; в архитектуре проблема зеленых зон городов и курортов”. В Одессе в 1943 году была защищена еще одна диссертация “Ландшафт как объект архитектурной композиции: проблема единства в эстетике культивированной природы”. Этот период в творчестве мастера обозначился активными научными и проектными разработками на тему “природа + искусство”. Румынская администрация во время оккупации Одессы возобновила деятельность НИПА, которому было поручена реставрация некоторых садов. Художественный институт Одессы был преобразован в Академию искусств. В нем был открыт факультет пейзажной архитектуры, студенты которого проходили проектную практику в НИПА.


В 1944 году, в связи с приближением фронта, Академия искусств и НИПА были эвакуированы в Западную Румынию (Банета), где продолжили свою работу. В этот период возобновилась разработка темы, начатой еще отцом Владислава: гармония света и цвета и воздействие их на состояние человека. Во время этих исследований появились новые понятия: пейзажно-профилактические, а затем пейзажетерапия, маринотерапия, сильвотерапия, специотерапия — лечение пространством и, наконец, колоритотерапия. Разработки Института пейзажа заинтересовали специалистов Западной Европы и США. В США в Академии клинической биохимии были проведены лабораторные исследования, которые подтвердили эффективность использования пейзажей в лечении человека. В 1978 году в Бухаресте вышла книга В. Кармазина-Каковского “Пейзаж эстетический оздоровительный”. Последней в жизни мастера работой, подготовленной в Мюнхенском университете в 1982 году для издания, была “Пейзаж приморского курортного побережья (по материалам маринотерапевтического и сильво-терапевтического опыта за 50 лет. 1932-1982 гг.)”.


Во Львове у Татьяны Максимюк, которая любезно предоставила материал для статьи, хранится бесценная рукопись В. Кармазина-Каковского “Архитектура курортных фитоландшафтов”, ждущая своего издания. Подводя итог деятельности профессора, доктора Всеволода Кармазина-Коковского, работника Института гигиены в Яссах Академии медицинских наук Румынии, доктор Юлий Ницулеску сказал следующее: “Каждый созданный пейзаж представляет оздоровительный потенциал, часто большой силы, возможности которого необходимо использовать для улучшения здоровья человека”.


Материал для публикации предоставлен

журналом “Ландшафт плюс”


       


Смотрите также

Агальцова Валентина Александровна

Валентина Александровна многие годы посвятила изучению и реставрации мемориальных садово-парковых комплексов... Высочайшего класса профессионализм сочетался в ней с тонким ... 


Комментарии