GARDENER.RU
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА САДА
(1685 – 1748)


William Kent / Уильям Кент

Даже спустя 300 лет Уильям Кент (William Kent) приковывает внимание к своей персоне как разноплановой, одаренной личности, чья карьера (ландшафтный дизайнер, художник, декоратор, архитектор) базируется на внутренней гармонии таланта, самоуверенности и очарования. 9 лет жизни в Италии, куда он уехал в возрасте 25 лет, дали ему возможность почувствовать и понять Итальянскую и, в особенности, Римскую архитектуру, живопись и садоводство - сферы, откуда впоследствии он черпал вдохновение.

 

Наиболее ярко талант Уильяма Кента проявился в ландшафтном искусстве. Не осталось свидетельства того, что он рисовал планы или отдельные элементы дизайна, но даже это не мешало ему создавать ландшафты, подобные картинам художников: Клода Лоррена (Claude Lorrain), Гаспара Пуссена (Gaspard Poussin), Сальватора Роса (Salvator Rosa). Именно его свежего взгляда на садовое искусство так не доставало сдержанному профессионализму Чарльза Бриджмана (Charles Bridgeman). И именно это соавторство двух величайших художников прошлого обеспечило новый виток развития ландшафтного дизайна.

 

Кент родился в небогатой семье в Бридлингтоне (Северный Йоркшир). В молодом возрасте он  отправился в Лондон в поисках покровителей, которые помогли бы ему сделать карьеру художника. В 1710 году один из таких людей, очарованный его талантом, отправил Уильяма на обучение в Италию, где он вскоре был замечен сэром Уильямом Вентвортом (William Wentworth), Баррелом Массинбердом (Burrell Massingberd) и сэром Джоном Честером (John Chester).

 

В Италии Кента представили английскому графу Ричарду Бойлу (Richard Boyle). Этот богатый молодой аристократ, профессионально разбирающийся в архитектуре, сыграл важную роль в возрождении палладианизма (ранней формы классицизма, названной так по имени ее основателя Андреа Палладио). По возвращении из Италии в 1719 году Кент сопровождал Бойла как протеже и компаньон и до конца жизни вращался в его окружении. Он обосновался в доме Бурлингтона в Лондоне, а после смерти был похоронен в семейном склепе в Chiswick House.

 

Бурлингтон ввел Кента в круг своих знакомых, среди которых был Александр Поуп, поэт и ландшафтный дизайнер, сыгравший важную роль в карьере молодого художника. В то время, Поуп приступил к строительству сада в Туикенхеме (Twickenham), сразу после того, как приобрел здесь виллу в 1719 году. Кент только что вернулся из Италии и довольно быстро завоевал статус талантливого декоратора, дизайнера интерьера и позже архитектора. Благодаря дружбе с Попом он быстро стал разбираться в садовом и ландшафтном дизайне. Ему стали близки идеи Поупа, который говорил: "садоводство - это ландшафтная живопись … рисунок сада…в игре света и тени главным судьей являются ваши глаза … вы можете удалять предметы, затеняя их или удлинять посадки ровно также, как это происходит в живописи по законам рисунка…".

 

Первый опыт в ландшафтном искусстве Кент получил в саду Лорда Бурлингтона в Чизуике. Здесь он следовал практике Чарльза Бриджмана, используя те же приемы что Бриджман в Клермонте (Claremont), Стоу (Stowe) и Рошеме (Rousham). В Чизуике были впервые представлены некие передовые идеи Кента. Историк и автор книг по садовой архитектуре прошлого Кристофер Такер (Christopher Thacker) так, например, описывал созданное Кентом озеро: "оно стало первым примером естественного, приближенного к природе водоема в Западной Европе, а каскад – ранний пример создания намеренно разрушенного садового элемента".

 

Впервые современники стали отмечать рождение нового садового стиля в то время, когда Кент работал для Фредерика, Принца Уэльского в Карлтоне (Carlton). 12 акров сада дарят впечатление прекрасного создания природы, и трудно себе представить, что это может быть творением человеческих рук.

 

Кент оттачивал свое мастерство и дальше, продолжая дело Бриджмана в садах Клермонта, Стоу и Рошема. Ему удалось довести их до совершенства.

 

В Клермонте изменения, внесенные Кентом, затронули пруд, который он превратил в естественное природное озеро с островом и павильоном, смягчил формальные линии дорожек и очертания посадок.

 

Стоу - это многоликая картина, на которой изображен ландшафт XVIII-го века: Кент создал долину "Райские поля" и Храм "Старинная Добродетель" – не сохранившееся до наших дней сооружение в виде руин.

 

Рошем был и остается всемирно признанным творением Кента. Здесь художник отталкивался от "переходного" дизайна Бриджмана. Может быть, ощущая в полной мере предоставленную свободу, а может быть и под влиянием определенного характера места, но, соединив собственный гений и потенциал сада, Кент создал удивительный гармоничный ландшафт. Отправной точкой дизайна стал маршрут, который начинался от дома. На своем пути он представлял сцены, которые передавали дух классической Италии в традиционный ландшафт сельской местности Англии. Северный склон спускается к реке Червел. Перед домом лужайка и скульптура, сразу за которой обрыв, но это не мешает взгляду скользить вдаль и любоваться холмом. От лужайки, вниз по холму и вдоль террасы, украшенной фигурой "Умирающий Гладиатор", бежит тропинка. Далее расположена "Долина Венеры", возможно сердце творения Кента, - маленькая долина, скрытая под сенью деревьев, с каскадами, декорированными классическими скульптурами и прудом правильной формы. Вода ручейком стремится сквозь пролесок, серпантином падает в бассейн и дальше поднимается к замку, названному в честь создателя - "Уильям Таунсенд" (William Townesend). Замок стоит на открытой площадке и смотрит вниз на мост Хейфорд. Кент перестроил старый коттедж при мельнице в готический замок, разбавив постройку руинами, которые хорошо просматриваются из разных уголков сада. Галерея с семью арками в стиле палладианизма расположена уровнем ниже террасы и смотрит за пределы сада на окрестности, а сверху совсем не видна.

 

Многие считали, что познания Уильяма Кента в садоводстве не слишком глубоки, но в Рошеме он раскрылся как удивительный садовник, искусно и творчески сочетавший хвойные деревья с березами и дубами.

 

Только в Рошеме у Кента появилась возможность претворить в жизнь задуманный им ландшафт. Его вклад в создание других ландшафтов проявлялся на стадии архитектурно-ландшафтного плана, либо в появлении определенных элементов сада, в планировке посадок. Euston Park в Суффолке, принадлежащий Герцогу Графтону, в 1740-е гг. также почувствовал на себе творческую руку Кента. Садовник Джон Эвелин (John Evelyn, 1620-1706) создал две аллеи по склонам, ведущим от дома. Кент улучшил виды, посадив деревья таким способом, который четко отражает стиль Ланселота Брауна (Lancelot Brown). На западе он возвел ворота на холме и восстановил лаймовую аллею. К востоку эффект еще более усиливается: от ворот переднего двора открытый склон ведет к березовой аллее.

 

Архитектурной задумкой Кента в этом саду стал Замок на восточном склоне, который был изначально предложен герцогу как дом в стиле палладианизма. Он похож на Вустерский охотничий домик (Worcester Lodge) в Бадминтоне, построенный примерно в то же время для Герцога Бофора. Оба строения были созданы Кентом для королевских особ за несколько лет до его смерти.

 

Кент умер в 1748 году в возрасте 63 лет. Он по праву считается отцом современного английского садоводства. До конца XVIII столетия и многим дольше его работы оказывали сильное влияние на работы именитых дизайнеров: Генри Хора (Henry Hoare) и его сад в Сторхеде (Stourhead Garden), Чарльза Гамильтона (Charles Hamilton) и его Painshill Park, на Ланселота Брауна и многих других. 

 

Михаил Щеглов, Юлия Полякова

GARDENER.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовал Уильям Кент:

 


Комментарии

 

Copyright 2003-2021 © GARDENER.ru - Ландшафтный дизайн и архитектура сада. Зарегистрировано как электронное СМИ (Св. № Эл 77-6966).
При перепечатке материалов активная ссылка на портал Gardener.ru обязательна.