• Версия для печати
  •               Просмотров 9905 Добавить в избраное

Edwin Landseer Lutyens / Эдвин Лаченс

(1869 – 1944)


Edwin Landseer Lutyens / Эдвин Лаченс

Садовая история знает не так много примеров такого плодотворного партнерства, как партнерство между Эдвином Лаченсом (Edwin Lutyens) и Гертрудой Джекилл (Gertrude Jekyll). Сегодня из всех садовых и ландшафтных достижений только словосочетание "дом с парком от Ланселота Брауна" может оказать на знатока садового искусства такое же воздействие как "дом и сад от Лаченса и Джекилл".

 

Лаченс родился в Лондоне в 1869 году, он был десятым из тринадцати детей в семье, из которых девять было мальчиков. Его отец последовал семейной традиции и поступил на военную службу, но вскоре оставил военное дело и занялся живописью. Это увлечение приносило ему большое удовольствие и послужило поводом к знакомству с художником Эдвином Лэндсиром (Edwin Landseer), именем которого он впоследствии и назвал своего сына. К этому времени, семья Лаченс (как, кстати, и семья Джекилл) переехала из Лондона в сельскую местность в Сесли, Суррей. Слабость здоровья не позволяла маленькому Эдвину ходить в школу, и он обучался на дому. Мальчик отличался очень хорошей зрительной памятью, способностью переносить на бумагу свои идеи и рисовать пейзажи. Годы затворничества, проведенные в доме, дали ему возможность познакомиться с окружающим ландшафтом и близлежащими строениями, что стало базисом для его будущих работ в соавторстве с Гертрудой Джекилл.

 

Юный Лаченс был полон решимости стать архитектором и последователем стиля Филиппа Вебба (Philip Webb). Он тяготел к работам сообщества "Национальное возрождение" (Domestic Revival), основной задачей которого было возрождение традиционной английской архитектуры, и Движения "Искусство и Ремесла" (Arts and Crafts Movement), популяризировавшего традиционные ремесленные производства. Он так хотел попасть в эту творческую стихию, что не успел закончить архитектурные курсы в Школе Искусств Южного Кенсингтона. Лаченсу позволили проходить архитектурную практику в бюро Эрнста Джорджа (Ernest George) и Гарольда Пето (Harold Peto). Он впитывал знания, интуитивно выбирал главное и, казалось, знал даже то, чему его здесь не учили.

 

В 1889 году, в возрасте 20 лет, Лаченс обосновался в Лондоне и открыл собственное архитектурное бюро, а спустя год судьба свела его с Гертрудой Джекилл. Её ученик Гарольд Фолкнер (Harold Falkner) писал, что именно Джекилл привила Лаченсу чувство стиля, что и позволило ему выделиться среди других архитекторов того времени.

 

Их партнерство процветало, это был творческий союз двух высокоодаренных, но эмоционально обособленных людей. На рубеже XIX-XX столетий ландшафтный дизайн, в том числе и пропагандируемый Лаченсом и Джекилл, был направлен на создание гармонии и взаимосвязи между и домом и садом. Главным увлечением высшего сословия было обустройство своих домов - со вкусом и в соответствии с модными тенденциями того времени, а к концу XIX столетия в этот процесс стали вовлекаться сады. Викторианский стиль с регулярной формальной планировкой стал постепенно уходить в прошлое, в садах стало модно делать извилистые мощеные дорожки и пышные цветочные миксбордеры с лилиями, люпинами, дельфиниумами, лавандой и другими многолетниками. Союз Лаченса и Джекилл подарил Англии множество чудесных садов, где удивительным образом сочетались регулярность и пейзажность. Популярность Лаченсу принесла и серия публикаций о его работах в новом модном журнале Coutry Life.

 

В поместье Манстед Вуд (Munstead Wood) Лаченса немного ограничивал тот факт, что большая часть сада уже была распланирована, а вот Литтл Орчард-Хаус (Little Orchard House) стал образцом садового дизайна и известен именно благодаря неразрывной связи окружающего пространства с домом. Здесь хорошо прослеживаются основы собственного стиля Лаченса: проецирование линий дома на аллеи и маршруты; выбор форм и материалов, визуально увеличивающих объекты; использование растений, которые помогали скрыть определенные элементы сада или части дома. Работы в Литтл Орчард-Хаус начались в 1897 году, и продолжались последующие 10 лет. Именно здесь Лаченс оттачивал свое мастерство и оригинальную технику исполнения для максимально полного удовлетворения запросов клиентов и исходя из индивидуально сложившихся условий ландшафта. Поместья Манстед Вуд и Литтл Орчард-Хаус имели много общего: ассиметричные планы и разнообразные внутренние дворики, крутые наклонные фронтоны крыш из черепицы, а также узорчатые дымовые трубы, характерные для домов эпохи Тюдоров. Стилистические черты дома проникали и в сад: арка над входной дверью, повторенная в чертах лоджии и продолженная в форме полукруглых ступеней, или извивающаяся скамейка с затейливой кирпичной кладкой "в елочку", изгибы крыши, которые прослеживаются в многоуровневом саду…

 

В 1897 году Лаченс женился на Лэди Эмили Литтон (Lady Emily Lytton), младшей дочери графа Литтона, бывшего вице-короля Индии. Графиня Эдит Виллерс (Edith Villiers) состояла при дворе Королевы Виктории и четко дала понять Лаченсу, что ее дочь должна жить в соответствующих ее статусу условиях. Но, несмотря на дорогостоящие и крупномасштабные проекты, Лаченс так и не стал обеспеченным человеком, и семье не удалось перебраться из Лондона в загородное поместье. У Лаченса и Литтон родилось пять детей, но их брак, тем не менее, нельзя было назвать счастливым – вскоре после замужества Эмили Литтон увлеклась теософией и восточными религиями, стала последовательницей учения индийского философа Джидду Кришнамурти и на этой почве часто конфликтовала с мужем.

 

К 1908 году партнерство Лаченса с Джекилл уже не было столь плодотворным и необходимым для каждого из них. Лаченс ушел с головой в реализацию своих архитектурных проектов, а Джекилл занялась написанием книг.

 

В своих последних работах Лаченс стал отходить от стиля, в котором работал с Гертрудой Джекилл. Немногие владельцы особняков могли позволить себе такие масштабные и дорогие работы, как в Парке Гледстоун (Gledstone Park) и Тюрингхеме (Tyringham). Наоборот, многие, вдохновленные духом домов Ланченса и садов Джекилл, жаждали видеть свои имения именно такими – с гармоничным союзом внутреннего и внешнего пространства.

 

В течение почти двадцати лет, начиная с 1912 года, Лаченс, по поручению британского правительства, занимался планировкой и благоустройством новой индийской столицы - Нью-Дели. В 1931 году проект был официально открыт. Было спроектировано много дворцовых зданий, среди которых и принесшая Лаченсу мировую славу резиденция вице-короля Индии.

 

Перед окончанием Первой Мировой войны Лаченс был назначен официальным архитектором британского правительства и вошел в число архитекторов Государственной Комиссии по воинским могилам, проектируя памятники, триумфальные арки и мемориалы в честь погибших. Среди его работ: Мемориал Тауэр-Хилл (Tower Hill Memorial), Кенотаф (The Cenotaph), Мемориал погибшего солдата (Thiepval Memorial) во Франции, Мемориал "Ворота Индии" в Дели и Ирландский национальный Мемориальный сад (War Memorial Gardens) в Дублине.

 

Архитектурно-садовый стиль Лаченса можно назвать классическим, основанном на вдохновении автора. Ранние проявления этого стиля можно увидеть в итальянском саду в Парке Аммердаун (Ammerdown Park) и в Хестеркомбе (Hestercombe), а самые яркие примеры – в Парке Гледстоун и Тюрингхеме. В начале своей карьеры Лаченс предпочитал формальную, классическую планировку в планировании водоемов, как, например, водный сад в Динари (Deanery Garden) и сад в Фолли-Фарм (Folly Farm).

 

В Парке Гледстоун Лаченс создал большой, заточённый в бетонные берега канал, который тянется от строго классического южного фасада дома, построенного для магната Амоса Нельсона. В Тюрингхеме Лаченс украсил сад длинным каналом по всей территории поместья, который прерывался бассейном с увенчанными скульптурами колоннами. Две куполообразных башни указывают на начало и конец моста через канал и по стилю перекликаются с куполом на особняке.

 

Заслуги Лаченса были отмечены и при Королевском Дворе - в 1918 году он был посвящен в рыцари, в 1921 году избран членом Королевской Академии, а в 1924 году стал членом Королевской комиссии по изобразительному искусству.

 

Михаил Щеглов, Юлия Полякова

GARDENER.ru

 


 

Сады и парки, в создании которых участвовал Эдвин Лаченс:

 

  • Abbotswood, Gloucestershire

  • Ammerdown Park, Somerset

  • Amport House, Hampshire

  • Ashy St Legers, Northamptonshire

  • Barton St Mary, Somerset

  • Buckhurst Park, Sussex

  • Deanery Garden, Berkshire

  • Eaton Hall, Cheshire

  • Ednaston Manor, Berbyshire

  • Folly Farm, Berkshire

  • Gledstone Park, Yorkshire

  • Goddards, Surrey

  • Great Dixter, Sussex

  • Great Maytham, Yorkshire

  • Hestercombe, Somerset

  • Heywood Gardens, Laois (Ireland)

  • The Hoo, Sussex

  • Howth Castle , Dublin (Ireland)

  • Irish National War Memorial Gardens, Dublin (Ireland)

  • Lambay Castle, Lambay Island (Ireland)

  • Le Bois des Moutiers, Дьеп (Франция)

  • Lindisfarne Castle, Northumberland

  • Little Orchard House, Rye

  • Little Thakeham, Sussex

  • Long Barn, Kent

  • Marsh Court, Hampshire

  • Mells Park, Somerset

  • Munstead Wood, Surrey

  • Overstrand Hall, Norfolk

  • The Pleasaunce, Norfolk

  • Putteridge Park, Berfordshire

  • St Peter’s Home, Suffolk

  • The Salutation, Kent

  • Temple Dinsley, Hertfordshire

  • Tigbourne Court, Surrey

  • Tyringham, Buckinghamshire

  • Wittersham House, Kent

  • Woodwide, Buckinghamshire




       


Смотрите также

Friedrich Ohmann / Фридрих Оман

На смену эпохи историзма пришел стиль модерн, который оставил значительный след в европейской культуре XIX-XX столетий. Основной его характеристикой являлось использование ... 


Комментарии