• Версия для печати
  •               Просмотров 37173 Добавить в избраное

Жиль Клеман и его "сады в движении"

02.11.2012

В минувшую пятницу, 2 ноября 2012 г., в новом павильоне Центра современной культуры "Гараж" состоялась встреча с одним из самых именитых практикующих французских архитекторов Жилем Клеманом (Gilles Clément). Встреча была организована фестивалем ландшафтных объектов "Архстояние", где Клеман проводил лекционные занятия на завершающем этапе программы Ландшафтных мастерских для российских и французских студентов.

 

Клеман хорошо известен далеко за пределами своей родины как создатель многих общественных парков во Франции, а также садов по всему миру - от Чили до Новой Каледонии. Он пишет художественные произведения и часто публикует свои философские размышления на совершенно различные темы, активно пропагандирует экологические принципы садоводства, занимается ботаникой и энтомологией. Клеман всегда был законодателем, а не последователем моды. В начале 1970-х годов, только получив степень в областях агрономии и ландшафтного дизайна, он уже активно отстаивал свою теорию "биологического садоводства", которая впоследствии стала известна как принцип "работать в союзе с природой, а не против нее". Он пропагандист "гуманистической экологии", в основе которой - партнерство с природой, а не просто ее романтическое почитание. Являясь в настоящее время профессором престижной Версальской Национальной школы по ландшафтной архитектуре, он преподает студентам естественную историю и принципы дизайна. Это скромный и обаятельный человек, не признающий шумихи вокруг своего имени и предпочитающий, чтобы его называли просто садовником. Тем не менее, Жиль Клеман обладает настоящей армией молодых последователей, разделяющих его взгляды и готовых посещать его лекции, где бы они ни находились. Справедливости ради отметим, что несмотря на практически полное отсутствие рекламы московской лекции в профессиональной среде ландшафтных архитекторов, послушать французского гостя в "Гараж" приехало более 100 человек.

 

Будучи подростком, помогая своему отцу обрабатывать розы высокотоксичными химическими веществами, он получил серьезное отравление и провел два дня в коме. Вскоре после этого, для реабилитации, Клеман отправился в красивую лесистую местность к югу от Парижа, где изучал природу ближайшей долины, а в 1977 году приобрел здесь часть земли в собственность. Он собственными руками построил каменный дом и превратил пустынный участок земли в один из наиболее почитаемых садов Франции, который теперь носит название Ла Валле (La Vallee). Сад до сих пор служит местом отдыха для самого дизайнера, его семьи и друзей, а также домом для многочисленных представителей мира флоры и фауны.

 

В 1985 году Клеман начал воплощать в своем саду принципы "Сада в движении”. Заброшенные сельскохозяйственные угодья были оставлены практически нетронутыми, что постепенно привело к их зарастанию и превращению в настоящий лес. Как отмечает дизайнер: "Наблюдая за пустырем, я не только очаровываюсь энергией перерождения и восстановления природы, но и стремлюсь стать частью этого потока жизни". Роль садовника, по Клеману, заключается в том, чтобы привлечь внимание, наиболее интересно представить и подчеркнуть естественные процессы, происходящие в дикой природе. На лекции Клеман наглядно показал, как упавшие и надломленные деревья могут также стать прекрасным элементом дизайна сада и одним из его главных украшений.

 

Клеман не использует в саду химикаты, системы искусственного полива и применяет только бесшумную и энергосберегающую технику. Но он вполне благосклонно относится к обрезке растений, - например, обрезаются ивы, что провоцирует образование у растений дополнительных стволов и побегов; дикий граб формируется в виде ровного купола, а извилистая тропинка на холм проходит через раскидистые кусты скумпии. Большинство садовых тропинок – это полосы скошенной травы, поэтому маршруты по саду из года в год меняются. Такой незатейливый прием позволяет дизайнеру сохранить образовавшиеся естественным образом участки, - например скопления наперстянки, которая размножается здесь самосевом, коровяка и даже борщевика, привлекающего многих необычных насекомых. "Сад всегда ненатурален", настаивает Клеман, "но приусадебные участки могут стать частицами дикой природы". Понятие "движения", по его мнению, включает в себя сезонные колебания и изменения в связи с самосевом растений и их естественным перемещением по саду. Чтобы почувствовать такой "Сад в движении", не стоит полагаться лишь на то, что видят ваши глаза, необходимо довериться и другим своим чувствам. Например, встать на колени или даже лечь, потереть в руках то или иное растение и почувствовать особый, быть может, напоминающий что-то из детства, а может и вовсе не знакомый, но от этого не менее прекрасный и притягательный аромат. "Такое впечатление, что мои сады причесаны против шерсти", признается дизайнер.

 

В конце 1980-х и в 1990-х годах, Клеман занимался преимущественно общественными проектами, самым известным из которых является Парк Андре Ситроена (Parc André-Citroën) в Париже, где его компаньонами были известный французский ландшафтный дизайнер Ален Прово (Alain Provost) и архитекторы Патрик Бергер (Patrick Berger), Жан-Франсуа Жодри (Jean-Francois Jodry) и Жан-Поль Вигье (Jean-Paul Viguier). Клеман также известен как создатель Садов Валлор (Les Jardins де Valloires) в Пикардии, садов в деловом парижском квартале Дефанс, Парка Анри Матисса (Henri Matisse Park) в Лилле, садов при Замке Блуа (Chateau de Blois), Средиземноморского сада (Le Jardin Des Méditerranées) в Ботаническом саду Реоля (Jardin botanique du Rayol) и многих других.

 

Его наиболее известная работа, принесшая ему международную известность - часть Парка Андре Ситроена, включающая в себя и "Сад в движении", который теперь поддерживается и управляется сотрудниками парка. Именно они определяют места, где из года в год будут прокладываться "скошенные" дорожки, и где растениям будет позволено размножаться самосевом. Поблизости раскинулись созданные Клеманом цветные тематические сады со сложной и запутанной символикой, которую посетители, тем не менее, вполне могут понять. Так, гуляющие в парке горожане с детьми отмечали, что когда они входили в Зеленый Сад, связанный с темой молчания, их дети часто переставали плакать и говорить.

 

В 1997 году известные садовые дизайнеры Пит Удольф (Piet Oudolf), Хенк Герритсен (Henk Gerritsen) и Майкл Кинг (Michael King) так прокомментировали эти сады в одном из садовых изданий: "Триумф Жиля Клемана в Парке Андре Ситроена демонстрирует палитру возможностей садового искусства для самовыражения и коммуникации. Он показал, как идеи могут быть представлены в большом масштабе и в мельчайших деталях, делая его подход применимым как в частном садоводстве, так и в городской ландшафтной архитектуре".      

 

Он часто связывает отдельные пространства регулярной компоновкой, как, например, в Парке Андре Ситроена, или свободной, как на различных лесистых полянах, каждая из которых по-своему индивидуальна. Связующие эти участки пути извилисты и разнонаправлены. Иногда  главная дорога представлена одной длинной осью (как в районе Дефанс или Ботаническом саду Реоля), но она никогда не доминирует и скрывает маленькие сюрпризы по краям, которые легко доступны, но не заметны до тех пор,  пока вы не окажетесь прямо рядом с ними.

 

Иногда Клеман использует геометрические формы, особенно вокруг исторических памятников или там, где этого требует символизм места. Его вмешательство в природу ненавязчиво и на первый взгляд вовсе незаметно. Клеман называет "Сад в движении” концептуальным инструментом. Кстати, его вторая концептуальная "разработка" - "Планетарный сад" - появились после того, как он увидел первые фотографии Земли из космоса. Он представил себе земной шар, где все частные сады объединены в один планетарный природный сад. В 2000 году Клеман даже принимал участие в крупнейшей научной выставке Парижа, чтобы раскрыть и объяснить свои новые идеи архитектурному сообществу. На московской лекции он также затронул эту тему, подчеркнув, что привычные нам классические и романтические сады постепенно уходят в прошлое. В XX столетии всех нас ожидал экологический шок и осмысление того, насколько мала и хрупка наша планета - если что-то случается в одном месте, то непременно отражается в другом... Именно поэтому необходимо задумываться о масштабах всей планеты.

 

Клеман всегда был сторонником и активно отстаивал неоднозначную и спорную (в научном сообществе) позицию американского писателя Майкла Поллана (Michael Pollan), касающуюся миграции видов. "Основная цель", отмечает Клеман "заключается в сохранении биологического разнообразия, - источника вдохновения и гарантии нашего будущего".

 

В последние годы Клеман стал активно развивать еще одну свою идею, которую он называет "Пейзажи третьего рода". Изучение изобилующих фермами и пастбищами территорий к югу от Парижа привели его к поиску природных областей, которые избежали участи стать сельскохозяйственными угодьями или были заброшены после нерационального использования. Он всегда питал симпатии к удаленным естественным пространствам – именно на такой, ничем не примечательной территории, он когда-то создал свой сад Ла Валле.

 

Его попытки интеграции дикой природы со свободнорастущими формами в городской дизайн оказались весьма противоречивыми, однако, первая книга Клемана, посвященная "Садам в движении" была переиздана уже пять раз. Неоднократно он отказывался от получения Французской национальной премии в области ландшафтной архитектуры, настаивая, что ее следует давать фермерам, инженерам и лесникам, которые являются реальными архитекторами ландшафтов. Тем не менее, такая премия всё же была ему присуждена в 1999 году, но и тогда он посчитал это решение неоправданным.

 

Клеман продолжает публиковать свои новые идеи, консультировать и создавать сады по всему миру. Постоянной остается лишь его вера в гуманное садоводство: "Природный ландшафт, неизведанный и требующий изучения, привлекает садовника возможностью исследования его скрытых достоинств, его животного и растительного мира". Сад для Клемана – динамичный и изменяющийся во времени и пространстве организм, способный дарить положительные эмоции и рождать в нашем воображении яркие воспоминания и мечты. "Такой сад может создать каждый, он не требователен в уходе, но даст вам гораздо больше, чем вы можете себе представить"

 

Щеглов Михаил, GARDENER.ru