• Версия для печати
  •               Просмотров 42469 Добавить в избраное

Второй Международный Семинар по Ниваки и топиарному искусству

16.07.2012 - 20.07.2012

С  16 по 20 июля в питомнике "Ниваки" состоялся Второй Международный Семинар по искусству Ниваки и топиарному искусству.

 

Ведущие семинара Хитоши Собуэ и Хисанори Като – мастера из компании Sobue Landscape Gardening Ltd. (Япония) и мастера питомника "Ниваки" Евгений Олейник, Федор Жуков и Юрий Хохлов посвятили участников семинара в тонкости топиарного искусства различных направлений. В событии также приняли участие специалисты питомника "Lorberg" (Германия) Антье Фелгендреер-Риндлер и Надин Клок, наглядно показавшие технологию создания европейского Ниваки.

 

Искусство создания садовых бонсай (Ниваки: яп. Нива – сад, Ки – дерево) – сравнительно новое направление в ландшафтном дизайне для Европы и России. Это японская культура содержания деревьев и кустарников в открытом грунте. При этом, как и в более знакомом нам искусстве бонсай, растение формируется с имитацией воздействия на него природных сил: ветра, воды, температуры, света. Мастера Ниваки делают растение визуально более зрелым, старым и гармонично развитым. Этот эффект достигается обрезкой, стрижкой, искривлением ствола, установкой растяжек, подпорок и другими способами.

 

Однако, для достижения поставленной цели – создания гармоничного облика растения, необходимо в строгом порядке применять все эти способы, понимать культуру Ниваки и знать технологии формировки деревьев и кустарников. Для познания тонкостей искусства садового бонсай питомник Ниваки пригласил японских мастеров Хитоши Собуэ и Хисанори Като, которые рассказали участникам об основах своего ремесла.

 

Формы Ниваки в целом аналогичны стилям бонсай в закрытом грунте. Однако, в садовом бонсай, как рассказали нам ведущие семинара из Японии, наиболее распространены следующие формы:

"Тёкан" – дерево с прямым, утолщенным книзу, стволом. Классическая форма. Наши японские коллеги акцентируют внимание: "Форма кроны должна напоминать треугольник – равномерно сужаться кверху. Так дерево выглядит наиболее гармонично". Этот принцип используется при создании большинства из форм Ниваки и бонсай.

 

Так, например, при создании формы "Моёги" ствол дерева искривляется в одной плоскости, но крона при этом должна быть сформирована также в форме треугольника. "Безусловно, это не подразумевает наличие правильной геометрической фигуры в облике растения – дерево должно выглядеть так, будто к нему не прикасалась рука человека, поскольку искусство Ниваки имитирует воздействие лишь природных сил..," - говорит Собуэ-сан. Но равномерное сужение кроны важно. Причем не только из эстетических соображений: при такой формировке листья на нижних ветвях растения получают больше света, что важно для его здоровья и декоративности.

 

"Сякан" – форма с прямым стволом, наклоненным относительно поверхности земли – сохраняет этот принцип. Такая же формировка кроны соответствует стилям "Банкан" (подстиль "Моёги" с сильно закрученным спиралевидно и искусственно состаренным стволом) и "Сокан" (форма со стволом, раздвоенным у поверхности земли). Интересен также стиль "Монкабури" - одна из нижних ветвей удлиненная и расположена горизонтально над входом в сад. В Японии эта форма – символ удачи и успеха.

 

От принципа треугольника дозволено отойти лишь при формировке в стиле "Кэнгай" (каскадный стиль), при котором ствол направлен вниз, и крона находится ниже его основания.

 

Основные стили формировки усвоены, и мы переезжаем непосредственно в питомник садовых бонсай и топиарных форм Ниваки, чтобы приступить к практической части семинара. Японские мастера готовы к проведению мастер-класса.

 

Жители Страны Восходящего Солнца ко всему подходят основательно. Прежде чем приступить к работе над ниваки, дерево или кустарник тщательно осматривают – необходимо выбрать стиль будущего бонсай. Особое внимание уделяют существующим изгибам ствола и расположению ветвей. Эти аспекты будут диктовать все действия по дальнейшей формировке.

 

Для каждого вида работ по обрезке и стрижке у японских мастеров свой инструмент. Для тонких ветвей диаметром 5-10 мм – бонсайные ножницы. У наших коллег это "Oka Tsune" (именитый японский производитель профессионального садового инструмента) с лезвиями и ручками из кованой стали. Ветка толщиной 10-25 мм – это работа секатора. Японцы используют родной ARS и проверенный швейцарский Felco. Для толстых ветвей – пилы Felco и Silky Comtaro. А для фигурной стрижки – японские ножницы ARS и Saboten. Безусловно, весь инструмент смазан, надежно заточен и закреплен в новеньких кожаных чехлах на поясе максимально удобно.

 

Электро- и бензоножницами и пилами японцы пользуются редко, в основном при создании живых изгородей. Другие топиарные формы, и уж тем более Ниваки, – исключительно ручная работа.

 

Собуэ-сан опытным взглядом оценивает, где будет находиться лицевая часть ниваки – та, которая по задумке автора будет обращена к зрителю. При выборе руководствуются, как правило, собственным эстетическим вкусом. Важно лишь соблюдать принцип треугольника и понимать, как растение будет развиваться в дальнейшем: какие ветви будут расти быстрее, не будут ли они перекрывать друг друга, каким образом ориентировать ветви относительно солнца, преобладающего направления ветра, существующих посадок и сооружений. Сейчас при работе подготовка требует меньше времени – в  питомнике "Ниваки" каждому растению обеспечены оптимальные условия произрастания. Но при формировке на участке будет важен целый ряд других параметров. На теоретической части семинара японские мастера впечатлили слушателей тем огромным количеством нюансов, которое они учитывают при создании садов.

 

Формировка Ниваки начинается с удаления сухих и больных ветвей, а также расположенных близко к земле. Это мероприятие проводится в независимости от выбранного стиля. Мы рассматриваем формировку в классическом стиле – "Тёкан". Важно, чтобы в нижней части кроны были расположены более сильные ветви. Если ветви с одинаковой силой роста перекрывают друг друга, как правило, верхнее из них обрезается. Безусловно, после обрезки не должно оставаться пеньков, поверхность среза максимально ровная. Однако, есть и другой способ – изменение направления роста побегов. Если эстетика того требует, мастер, обернув ветвь веревкой, изгибает ее в нужном направлении и подвязывает к бамбуковой опоре или к другой ветви. Чтобы избежать повреждения коры, наши японские коллеги предварительно оборачивают ветвь мешковиной или подушкой из древесной коры. При всем этом ветви должны быть ориентированы параллельно земле – это одна из основ стиля "Тёкан".

 

В зависимости от стиля формировки проводятся различные работы по подвязке, прививке, обрезке, однако принципы и порядок работ остаются теми же:

1.         Санитарная обрезка.

2.         Выбор стиля будущего Ниваки.

3.         Определение лицевой стороны.

4.         Определение скелетных ветвей и выбор верхнего побега.

5.         Удаление лишних скелетных ветвей.

6.         Прореживание верхней части кроны.

7.         Установка растяжек для ориентации побегов в зависимости от выбранного стиля.

 

Группа участников семинара под руководством опытных коллег участвовала в создании Ниваки из сосны обыкновенной и лиственницы. В результате работы были созданы формы, отвечающие эстетическому видению каждого – это и являлось целью проведения мастер-классов.

 

Тем временем, другая группа участников работала под руководством наших немецких коллег. Европейский стиль Ниваки гораздо более демократичен: Надин Клок, мастер питомника Лорберг, устанавливает растяжку и без предупреждения сгибает ствол сосны под углом к земле. Для формировки был выбран стиль "Моёги" - ствол дерева был наклонен в северном направлении, таким образом со временем он будет изгибаться к свету – в противоположную сторону. Немцы закрепляют растяжку на анкер, вбитый в землю – конструкция надежная и неприхотливая. Далее проводятся непосредственно работы по обрезке согласно принципам создания Ниваки и эстетическому вкусу.

 

Безусловно, европейское искусство Ниваки и традиционное японское имеют ряд отличий. Основное из них – большая свобода действий при формировке в европейском стиле. С тех пор как искусство создания садовых бонсай пришло к нам из Японии, оно уже достаточно изменилось. Между тем на родине в искусстве Ниваки соблюдаются те же традиции, что и сотни лет назад. Но наши японские коллеги не видят нарушений в европейском стиле: "Отличия продиктованы другими климатическими условиями и эстетическим восприятием. При этом в Европе не отходят от основных принципов формировки Ниваки. Более того, наши западные коллеги внесли много интересных и нужных новинок в процесс формировки", - говорит Собуэ-сан.

 

Ну а процесс создания топиарных форм был изложен в мастер-классе Федора Жукова – мастера питомника "Ниваки". Простые топиары приобретают свой облик буквально на глазах – в питомнике "Ниваки" используются каркасы (лекала) для стрижки в формах пирамиды, шара, куба. Тем не менее, это хорошо подготовленная работа профессионала с качественным электро- и бензоинструментом Oleo-Mac и Stihl. Более сложные формы (спирали, арки, растения на шпалерах и ярусные формы) – это уже ручная работа.

 

Например, стрижка туи в форме спирали начинается с разметки будущей линии реза (обычным баллончиком эмали с распылителем). Затем в дело вступают ножницы, максимально удаляя ветви и зеленую массу растения для того, чтобы в дальнейшем оно стало пушистым и стройным. "Лучше всего для стрижки по спирали подходят туи с одним стволом. Но, если найти такой экземпляр не удалось, по возможности удаляется максимум ветвей", – советует Федор. В работе используется проверенный инструмент Felco, ARS и Saboten, предоставленный партнером семинара – компанией "Магазин для питомников".

 

Так и подошел к концу Второй Международный Семинар по Ниваки и топиарному искусству. В следующем году мы увидим, как выросли и развились результаты нашей работы – Ниваки, спирали, шары, пирамиды и другие топиары. Слушатели семинара – профессионалы ландшафтной индустрии и декоративного растениеводства – узнали много нового, полезного и интересного, для совершенствования своего искусства. Участники получили возможность применить полученные знания на практике в питомнике под руководством опытных мастеров.

Были достигнуты главные цели семинара – освоение технологии стрижки в сравнительно новом для Европы стиле и обмен опытом с коллегами. И все это проходило в теплой атмосфере, в компании людей, объединенных одним общим делом – созданием прекрасного.

 

Мы надеемся, что наши коллеги, посетившие семинар, приобрели достаточный опыт в создании топиарных форм и, применяя его на практике, будут развивать и совершенствовать направление Ниваки в нашем регионе.

 

Огромное спасибо участникам и гостям семинара за прекрасную компанию и профессионализм!

 

День Открытых Дверей в питомнике Ниваки 18 июля 2012 года (ВИДЕО) >>

 

 


Талдыкин Александрwww.nivaki.ru

Специально для GARDENER.ru