• Версия для печати
  •               Просмотров 3164 Добавить в избраное

Интервью с победителями Chelsea Flower Show 2017 Джеймсом и Хелен Бассон

Интервью с победителями Chelsea Flower Show 2017 Джеймсом и Хелен Бассон
05.03.2018

24-25 февраля в Москве состоялся семинар победителей Chelsea Flower Show 2017 года Джеймса и Хелен Бассон. Напомним, что средиземноморский сад, созданный дизайнерами на всемирно известной садовой выставке, представлял заброшенный известняковый карьер, заросший большим количеством сорных растений, распространенных на Мальте. Сад вызвал огромный интерес у посетителей выставки, стал темой для множества дискуссий в прессе и социальных сетях.

 


 

Впрочем, это далеко не единственная столь высокая награда в карьере супругов. Они неоднократно создавали сады не только на таких ведущих британских фестивалях, как Chelsea Flower Show, но и участвовали во множестве других садовых конкурсов по всеми миру, практически всегда получая медали самого высшего достоинства.

 

Джеймс Бассон  окончил с отличием  бакалавриат и магистратуру  по садовому дизайну Университета Гринвича в 1998 году и является полным аккредитованным членом Общества садовых дизайнеров (SGD) в Великобритании и Федерации ландшафтных дизайнеров Франции (Fédération Française du Paysage (FFP)). Его жена, Хелен Бассон,  получила степень бакалавра совместной программы по французскому языку и древним цивилизациям в Университетах Уэльса и Лиона. Увлечение Хелен древней историей пригодилось ей не только при изучении латинских названий растений, но и добавило некоторых нюансов садам супругов, которые они разрабатывает в их собственной ландшафтной компании Scape Design.

 

Организаторы московского семинара - Фестиваль "Сады и Люди" - предоставили нам возможность побеседовать с супругами Бассон и задать им несколько вопросов, ответы на которые, как нам кажется, будут интересны аудитории нашего сайта.

 

Как Вы думаете, за что люди любят ваши сады? Почему они пользуются популярностью?

 

Хелен: Я бы так прямо не сказала... Может быть потому, что наши подходы к созданию садов несколько отличаются от того, что люди обычно привыкли видеть. Мы стараемся выходить за рамки традиционного дизайна. Наши сады пропагандируют современное садовое движение, основанное на использовании растений, характерных для определенной местности. Создавая натуралистические (природные) ландшафты мы поднимаем это направление на иной, более высокий уровень.

Джеймс: Мы чувствуем, что на данном этапе развития современного общества таким садам уделяется повышенное внимание. Мы также понимаем, что пришло время поменять подход к традиционным принципам садоводства, - в основном, по причине значительных климатических изменений. Приходит время устойчивых садов, не требующих дополнительного ухода. В сложившихся сегодня условиях именно природные сады как никакие другие соответствуют всем требованиям и критериям устойчивости и неприхотливости.

 

Как Вы пришли к садоводству? Это мечта детства или, может быть, родители привили любовь к садоводству?

 

Хелен: Случайно. Мы оба выросли в сельской местности, в окружении красивейших природных ландшафтов. Джеймс родился в Биконсфилде (между Лондоном и Оксфордом), я (Хелен) – из Корнуолла. Но к садоводству мы пришли случайно.

Джеймс: Я вообще не очень организованный человек. Документы на поступление в высшее учебное заведение я решил подать слишком поздно, - не заранее, как это положено, а в день начала обучения. Я планировал записаться на курс продолжительностью 1 год и подготовил список интересных для меня с этой точки зрения образовательных учреждений. Все они тем или иным образом имели отношение к дизайну, потому что я хотел идти по этому пути и получить практику в этом направлении. Но всюду, куда бы я ни звонил, мне говорили: "Ты опоздал. Сегодня уже День знаний". И только один человек сказал мне тогда: "Возможно, это знак свыше... Я сегодня у себя в кабинете за целый день провел всего 5 минут. И именно в это время ты мне позвонил. Если ты приедешь завтра, и твое резюме мне понравится, ты можешь приступать к обучению сразу же". Это был курс ландшафтного дизайна продолжительностью 4 года в Университете Гринвича.

Хелен: Мы предполагали, что он закончит один год обучения, я закончу свою учебу, и мы отправимся в кругосветное путешествие. Но Джеймс позвонил мне и сказал, что записался на 4-летний курс и он посвящен садоводству. Мы никогда не говорили о садоводстве до этого дня и никому из нас даже в голову не приходила мысль, что мы будем создавать сады. Так в возрасте 23 и 24-х лет, соответственно, наша жизнь перевернулась на 360 градусов и мы стали ландшафтными дизайнерами.

Я изучала классическую литературу на французском языке. Это был его (Джеймса) первый год и мой последний год обучения в Университете. Мое знание латинского очень помогло мне впоследствии в изучении растений.

 

Как Вы можете охарактеризовать свой стиль? Что его отличает? Черты?

 

Джеймс: Природный, дикий, неприхотливый.

Хелен: Мы любим глубоко погружаться, изучать среду обитания и видовой состав растений в тех местностях, где создаем свои сады.

Джеймс: Что касается шоу-садов на различных садовых выставках, то опыт их создания прекрасно стимулирует творческое воображение и позволяет находить неординарные подходы к решению различных дизайнерских задач. Т.е., мы стараемся создавать природные сады, но с изюминкой, с душой, с характером.

 

Создание шоу-садов требует огромных затрат времени и сил. Стоит ли это того в самый разгар сезона?

 

Хелен: Однозначно стоит. Сначала я скажу, почему мы принимаем участие в выставках. Это хорошая возможность выйти на мировой уровень и показать что-то необычное, креативное, яркое и запоминающиеся, то, что мы не можем позволить себе делать в частных садах по понятным причинам. Мы продвигаем свою позицию и философию, шоу-сад позволяет это осуществить в полной мере, не ограничивая полет фантазии. Даже если кому-то не нравится, всегда есть возможность завязать дискуссию, благо окружение к этому располагает. Да, выставочные сады - титанический труд, но это и огромное удовольствие, а еще возможность познакомиться или побеседовать с множеством удивительных людей, которых ты встречаешь на выставке.

 

Как Вы выстраиваете свои взаимоотношения с Заказчиком? Отстаиваете свою точку зрения или подстраивайтесь под требования заказчика?

 

Хелен: В самом начале нашей карьеры мы старались очень аккуратно подводить Заказчика к нашему стилю, к основной идее. Когда-то это срабатывало, когда-то нет. А сейчас для нас невероятное счастье находиться на позиции людей, чей почерк узнаваем.

Джеймс: И к нам обращаются люди, которые хотят, чтобы мы сделали именно то, что умеем делать хорошо, в чем разбираемся. И теперь стало намного проще и легче, потому что Вам не надо менять чье-то миропонимание, представления о красоте и стиле. Это тоже своего рода искусство.

 

Были ли в вашей практике неудачные проекты?

 

Джеймс: О, да. Наша самая большая неудача, ставшая для нас впоследствии... большим успехом - это сад Peille, где мы не высаживали растения рассадой, а сеяли семена в грунт. У нас был скромный бюджет, но огромное желание сделать большой, красивый сад. Увы, только 10% семян превратились впоследствии в полноценные растения. Заказчикам мы сказали тогда, что это нормально для сада, который не требует ухода, но это был не самый удачный пиар ход. Однако, мы всё еще работаем в этом саду, хотя с тех пор прошло уже более 15 лет. Он с каждым годом становится всё лучше и лучше. Это один из наших самых любимых садов!

Хелен: Этот сад также служит для нас экспериментальным участком и очень важен с научной точки зрения. Мы выращиваем в нем самые разнообразные виды и формы растений. Здесь мы реализовывали и развивали многие свои подходы и идеи. Мы довольны своей работой и получаем огромное удовольствие от созидания. Заказчик порою признается, что совершенно не понимает, что мы делаем, но в одном мы уверены точно - сад ему нравится.

 

Какова роль профессиональных сообществ в Англии и Франции?

 

Хелен: Именно потому, что мы живем во Франции, и именно в том месте, где много клиентов являются выходцами из Англии, мы чувствуем себя немного изолированными, живя в самом сердце сельской местности. А садовые сообщества как раз не дают отдалиться, помогают оставаться в центре садовой жизни. Они организуют конференции, семинары, происходит обмен опытом, свежими идеями.

Джеймс: Во Франции мы являемся членами профессиональной Федерации Federation Francaisedes Paysagistes (FFP). Эта ассоциация старательно работает над популяризацией садового дизайна и признанием профессии ландшафтного архитектора, поскольку высоким статусом обладают пока только архитекторы, а ландшафтные архитекторы приравниваются к садовникам.

 

Можете ли Вы выделить кого-то из своих коллег, может быть тех, с кем вместе участвуете на Челси, чьё творчество вам близко, у кого вы сами черпаете вдохновение.

 

Хелен: Большое влияние на наше становление как профессионалов оказали работы Найджела Даннетта (Nigel Dunnett) и Джеймса Хитчмора (James Hitchmore), профессоров Университета Шефилда (The University of Sheffield). Они работали в тандеме с Сарой Прайс (Sarah Price) и благоустраивали Олимпийский парк в Лондоне.

Джеймс: Бет Шатто (Beth Chatto) – пионер в создании "сухих" садов, наш учитель и идейный вдохновитель.

Что касается Chelsea Flower Show, то это, конечно, Кристофер Брэдли-Хоул (Christopher Bradley Hole) и Том Стюарт-Смит (Tom Stuart-Smith). А также молодые дизайнеры, представители школы садового дизайна Falmouth school of garden, - Хьюго Багг (Hugo Bugg), Сэм Оуэнс (Sam Ovens) и Том Месси (Tom Massey). К слову, четырехгодичные курсы садового дизайна становятся большой редкостью. К сожалению, всё большую популярность набирают школы с интенсивными курсами до 1 года. Преподают там довольно формально (строго по утвержденной программе). Это убивает творчество.

 

Куда на ваш взгляд движется садовая мода? Что станет трендом в ближайшее время?

 

Хелен: Мне очень нравится, что в моду возвращается природная флора. Когда мы были детьми, сорные растения окружали нас повсеместно и их было бесконечное множество. Я хочу, чтобы они процветали в наших садах.

Джеймс: Также как сейчас повсюду мы видим то ли мужчин, то ли женщин, с яркими волосами и надутыми губами, непонятно во что одетых, также совсем скоро появятся совершенно необычные, "космические" виды растений. К сожалению, мода движется в этом направлении.

 

Не приходилось ли Вам работать в России?

 

Хелен: Нет. Пока не доводилось ни самим поработать в вашей стране, ни увидеть работы коллег из России. Но у нас есть клиент русского происхождения во Франции.

 

GARDENER.ru

Фото: Андрей Лысиков, Михаил Щеглов

 

 


       


Смотрите также

Питер Финк: "Социально вовлеченная ландшафтная архитектура" 07 декабря 2017 года

Питер Финк — урбанист и ландшафтный архитектор, который уже более 30 лет создает художественные проекты озеленения по всему миру. В его работах уживаются архитектура, освещ ...