• Версия для печати
  •               Просмотров 8011 Добавить в избраное

Наталья Борисова и Евгений Корнеев: О творчестве, садах и вдохновении

Наталья Борисова и Евгений Корнеев: О творчестве, садах и вдохновении
23.01.2016

Интервью с ландшафтным архитектором, руководителем ландшафтной мастерской NB-GARDEN Натальей Борисовой и арт-директором Евгением Корнеевым.

 


 

- "Ландшафтный дизайн — это искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования, с другой стороны, ботаники и растениеводства и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории, культуры и философии. Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий".

Это определение ландшафтного дизайна, которое можно найти в интернете, а что для вас ландшафтный дизайн?

Н. Ландшафтный дизайн - это преобразование пространства, формирование комфортной среды для жизни, отдыха, это эмоции, настроение, здоровье людей - психическое и физическое. Это трепетное отношение к существующим природным ландшафтам, к растениям, создание благоприятных условий для их роста, поддержание биоразнообразия.

Е. Для нас это образ жизни, это и творчество, и работа, и хобби, и отдых.

 

- Когда вы создаете дизайн сада, вы смотрите на интерьер дома? Является ли дизайн сада продолжением интерьера дома или это отдельная история? Есть история в доме и совсем другая история в саду?

Н. Когда впервые попадаешь на участок, важно все. Есть такое понятие «дух места» – это и дом, и архитектура, и существующий ландшафт, и окружение, и история, и семья со своими потребностями. При создании проекта чрезвычайно важно почувствовать «дух места». Для этого мы проводим тщательный анализ участка, его рельеф, микроклимат, существующую растительность, изучаем архитектуру дома, а если его еще нет (в настоящее время очень часто заказывают проекты до постройки дома) – архитектурные проекты. Если дом уже построен, обязательно смотрим интерьеры, виды из окон. Когда бываешь в доме, лучше начинаешь понимать своего заказчика. Принято считать, что сад – продолжение дома, а если дом не настолько хорош, чтобы его продолжать в саду, тогда сад может взять на себя солирующую роль. Иногда интересный ландшафт задает архитектуру дома и тогда дом может стать продолжением ландшафта. Конечно, в идеале дом и сад должны быть единым целым, находиться в гармонии, быть соразмерны, созвучны друг другу и человеку.

 

- У вас есть любимые ландшафтные стили, в которых вам нравится работать?

Н. Знаете, я бы хотела делать современные сады, мы живем в XXI веке, появилась новая эстетика, новое отношение к растениям, сезонной декоративности, время задает свои требования к садам, такие как экологичность, технологичность в строительстве и уходе. Современный сад – это совершенно не обязательно сады в стиле хай-тек или минимализм. Можно создать современный сад в регулярном или природном стиле, но в современном прочтении, с использованием современных технологий.

Е. Мы делаем сады разных стилей. Сад строится с учетом стилистики дома и вкусовых предпочтений заказчика. Мы любим сады разных стилей, но обязательно привносим в них свое видение и современное прочтение.

Н. Конечно, все должно быть в гармонии. Сейчас мы делаем проект регулярного сада на участке с постройками классической архитектуры, но сад, тем не менее, получается современный. Да, там есть четкая геометрия, стриженые растения, но они работают уже по-другому. Даже если владельцы участков первоначально приходят с запросами на традиционные сады, когда начинаешь с ними работать, рассказывать, показывать что-то новое, становится понятно, что они готовы к новому, к интересным и технологичным решениям.

 

- Если заказчик приходит к вам со своей идеей сада, это приветствуется?

Н. Конечно! Самое сложное найти идею, а если заказчик предлагает идею, это очень хорошо. Мы вместе придумываем историю, заказчик вовлекается в процесс проектирования сада, становиться соавтором – и это позволяет создать индивидуальный неповторимый сад.

 

- Были ли у вас заказчики, которые вам давали сад на откуп? Вы мне сделайте, а я посмотрю. Или это всегда диалог?

Н. Мы предпочитаем диалог. Были заказчики, которые давали проект на откуп представителям, но это всегда очень сложно, потому что сад делается для семьи, а не для третьего лица. Это не наш сад, чтобы каждому члену семью было комфортно, уютно в саду,  нужно много работать с заказчиком, обсуждать. Это всегда совместный труд.

 

- Наталья, вы говорили, что преподаете, где вы преподаете?

Н. Мы читаем лекции, проводим семинары. В центе садового искусства «Гертруда» я читаю курс по вертикальной планировке. Были с семинарами в Киеве и в Алматы, собираемся в Минск. Сейчас я учусь в магистратуре в МГУЛ. После окончания магистратуры планирую заняться  преподавательской деятельностью, не бросая,  конечно, практическую работу.

 

- А какая тема у вашего диплома?

Н. Тема моего диплома «Новые подходы к использованию многолетних травянистых растений в урбанизированной среде». Сегодня весь мир идет по пути устройства устойчивых цветников, которые не требуют много ухода, дополнительного полива, частых пересадок. В наших городах еще только начали применять многолетники, злаки, нет большого опыта и понимания, как их использовать, этому надо учиться, подбирать растения для наших условий. В своей работе я пытаюсь систематизировать зарубежный опыт использования многолетних травянистых растений, адаптировать его к нашим условиям.

 

- Как вы считаете, в Москве, возможно, применять многолетники?

Н. Да, конечно. У нас уже есть хорошие примеры - это Крымская набережная, Вишневый сад. Москва очень зеленый город, но деревья уже достаточно высокие, а под пологом крупных деревьев, в условиях затенения стелют газон, который выпадает за очень короткий срок, - получается, что на уровне глаз человека только стволы деревьев. Мы не видим листвы, мы видим голую землю, но ведь можно использовать теневыносливые, устойчивые  многолетники именно в таких местах.

 

- Наталья, хочу задать вопрос, который уже набил всем оскомину. Как вы относитесь к деревьям в контейнерах?

Н. Я, наверное, выскажу общее мнение - деревья в контейнерах это, во-первых очень большие трудозатраты, во-вторых не удается достичь желаемого декоративного эффекта, в-третьих растения очень жалко. Чтобы растение выглядело хорошо, оно должно два-три года расти в оптимальной для него среде. В первый год добиться декоративности практически невозможно. Наши суровые климатические условия не позволяют древесным растения зимовать в контейнерах, их приходиться ежегодно заменять. Мне кажется, можно найти более достойное применение средствам, потраченным на высадку и уход за деревьями в контейнерах.

 

- Если вернутся к вашему образованию. Вы окончили школу «СОГЭЦУ», что она вам дала? Поменялось ощущение мира, понимание сада?

Н. Конечно, икебана – это сад в миниатюре. Искусство икебаны учит ощущению пространства, учит отсекать все лишнее. Это необходимо в ландшафтном дизайне и архитектуре, нам очень часто не хватает этой способности. Есть чему поучиться у японских мастеров. У нас и красненькое, и жёлтенькое, и кругленькое, и квадратненькое и бантик еще привяжем фиолетовый. В икебане всегда есть идея, гармония, чистота линии и цвета.  Для архитекторов и дизайнеров это прекрасный тренинг.

 

- Мне очень понравился ваш выставочный сад «На маленьком плоту», который был представлен в  2014 году на Фестивале «Сады и люди». Какую историю, вы рассказывали этим садом?

Н. Да, конечно, есть история, это история моего детства. Все мои детские ощущения, воспоминания соединились в этом саду. Весной 2014 нам посчастливилось съездить на Валдай, в места, где я выросла. Была ранняя весна, озеро еще было скованно льдом, золотистый рогоз, вмерзший в лед, качался на ветру. Деревянный плот, соединенный длинными мостками с берегом, пробудил детские воспоминания. И родилась идея сада - образ моего детства, неразрывно связанного с природой Средней полосы России.

 

- На создание этого сада повлияло СОГЭЦУ?

Н. Да, я думаю, повлияло. Согэцу это определенное мировоззрение. У выпускников СОГЭЦУ вкус, «испорченный» икебаной (смеется). Он уже не допустит ничего лишнего, много растений, материалов, деталей, фактур, цвета,  все должно быть лаконично. А в саду, тем более выставочном, это еще актуальнее. В выставочном саду не может быть мелочей.  Минимальными средствами нужно сказать очень много.

 

- В процессе строительства сада может что-то поменяться?

Е. Да, такое бывает, заказчик может добавить какой-то элемент, строение или, наоборот. Ничто человеческое нам не чуждо, мы относимся к таким изменениям с пониманием. Доделываем, переделываем, главное, чтобы общая идея сохранялась. Если говорить о растениях, то мы стараемся, чтобы весь растительный материал был приобретен согласно проекту, нами или с нами. Бывает, что выезжаешь с заказчиком в питомник, он влюбляется в какое-то растение, и приходится вносить изменения в сад. А иногда, заказчикам дарят какие-то растения или малые архитектурные формы, и это тоже приходится учитывать и корректировать проект.

 

- Вы много путешествуете? Путешествия влияют на ваши сады?

Н. Да, путешествовать мы очень любим, это жизненно необходимо для творчества. Отдыхая, мы продолжаем работать. Путешествия, безусловно, влияют на наши проекты, тем более, что мы странствуем по садам и ландшафтам. В поездках мы находим вдохновение для будущих садов, идеи, интересные элементы, инженерные решения. Евгений увлекается фотографией и во время вояжей очень много снимает. Потом мы используем эти фотографии в работе, на семинарах и лекциях.

 

- Наталья, Евгений большое вам спасибо за интервью, хочу вам пожелать интересных путешествий.

 

Аника Чебан,

специально для Gardener.ru




   


 


       


Смотрите также

Парковые зоны в ЖК: тонкости работы с живой природой 14 августа 2016 года

Казалось бы, что сложного в обустройстве парковых зон там, где практически вся территория состоит из лесов и парков, как на новых московских территориях? Однако именно рабо ...