Ариана Делилез: "В Шомоне мы создали новую концепцию совершенно новаторского Фестиваля садов"
С 8 июня по 8 октября 2013 г. в самом центре новой Москвы во второй раз состоится Фестиваль "Сады России" и Конкурс "Дефиле Садов 2013". Среди почетных гостей и членов жюри, которые приедут на фестиваль из Франции, будет Ариана Делилез (Ariane Delilez), директор Французской Федерации Архитекторов Ландшафтного дизайна FFP, руководитель профессиональной организации, объединяющей архитекторов-пейзажистов Франции, инициатор, вдохновитель и организатор знаменитого Фестиваля Садов в Chaumont-Sur-Loire. Предлагаем прочитать интервью, которое взяли у французской гостьи организаторы московского Фестиваля "Сады России" Рената Яковлева и Ирина Гарнье.
-- Дорогая Ариана! Поздравляю с открытием очередного сезона в ШОМОН! Я очень рада, что Вы собираетесь посетить Фестиваль "Сады России" и Конкурс "Дефиле Садов 2013". Мне известно, что Вы стояли у истока Фестиваля САДОВ в Шомон….
-- Да. История началась в 1990 г. Жак Ланг, в то время министр Культуры, только что организован престижнейший конкурс на реставрацию парка Тюильри в Париже, одним из членов жюри которого был Жан Поль Пижа. Это был момент всплеска общественного интереса к паркам и садам, к созданию праздников, посвященных растениям, садоводству и т.д.
Жак Ланг был также депутатом и мэром г. Блуа (регион Луары и Шер). Он попросил господина Пижа подумать над созданием одновременно культурного и экономически важного мероприятия, посвященного теме парков и садов.
Я работала в одной команде с Пижа, где мы создали новую концепцию совершенно новаторского "Международного фестиваля садов".
-- А можете рассказать, как все начиналось? Для кого был задуман этот Фестиваль? Какая была основная идея?
-- Идея заключалась в том, чтобы представлять ежегодно в течение летнего сезона палитру современных пейзажей и ландшафтных парков. Создать инновационное, креативное и технически очень грамотное место, своеобразную лабораторию идей в масштабе участка частного садика, задуматься над парком как над источником идей для городской ландшафтной архитектуры, где любой человек мог прийти и что-то взять для себя.
Мы искали место недалеко от Блуа. И Жак Ланг предложил заброшенный участок земли площадью в 3 га, возвышавшийся над рекой Луара. Маленький парк Замка Шомон сюр Луара, граничащий с образцовой фермой начала 20-го века, созданной принцессой де Брогли. Идеальное и прекрасное место для реализации наших планов. Место, где нужно было начинать всё с нуля.
У нас было 9 месяцев, чтобы создать фестиваль. Мы организовали коллоквиум «Осенние встречи», который стал своеобразным «рынком ландшафтных пейзажей», объединяющим профессионалов и государственных и частных заказчиков.
Мы заказали генеральный план Жаку Вирцу, известному бельгийскому архитектору пейзажисту, который на тот момент выиграл часть конкурса по парку Тюильри. Он предложил проект парка в виде ветки Виргинского тюльпана. Листья тюльпана формируют сады, т.е. участки для садов - каждый от 180 до 250 кв.м, окруженные стенами из стриженых буков.
С тех пор здесь ежегодно создается 30 эфемерных садов на разную тематику, которые выражвют креативность и технические инновации, открывают заново забытые техники, и все это для того, чтобы удовлетворять растущий интерес общества к развлечениям, отдыху и работе в саду. Чтобы создать и развить рынок профессий и предметов, связанных с садоводством и ландшафтным дизайном.
Центральный регион и его префектуры присоединились к данному проекту и очень быстро была создана Conservatoire International des Parcs et jardins et du paysage - Международная Академия Парков, Садов и Пейзажей, образовательный центр для всех профессионалов ландшафтного дизайна и сопутствующих направлений. Сегодня эта академия занимается научно-прикладными вопросами, касающимися городской ландшафтной архитектуры, а так же прикладными исследованиями, проводимыми по заказу политиков и местных властей.
-- За многие годы, что проходит Фестиваль очень большое количество архитекторов и дизайнеров прошло через Шомон. Многие из них были совсем молоды и никому не известны. Повлияло ли участие в этом Фестивале на их дальнейшую судьбу и карьеру?
-- Фестиваль открылся 1 сентября 1992 года. Тема первого выпуска - "Удовольствие" - была выбрана не случайно. Необходимо было снова ввести в обиход заказчиков это понятие. Были приглашены гуру ландшафтного дизайна: Teshigahara, Kobayashi, Ambasz, Caruncho, Wines, Kroll, а так же молодые французские специалисты, которые стали очень известными и востребованными впоследствии: Луи Бенеш (он только что выиграл в конкурсе на благоустройство части Парка Тюильри), Мишель Девинь (ставший впоследствии обладателем Гран При в области Урбанизма), Кристиан Далноки, Жаклина Ости (обладатель Гран При в области Ландшафтного дизайна), Лора Кюониам, различные школы, такие как Режжио де Калабре...
В реализации садов всегда принимают участие местные производители: тепличные хозяйства, питомники, частные предприниматели и другие. Конечно, приглашаются известные пейзажисты и дизайнеры, однако чаще не к участию, а в жюри, так как международный конкурс был создан с целью выявления молодых талантов. Конкурс открыт и для участия учебных заведений.
Фестиваль садов был создан для широкой общественности, для любителей садоводства и парков, для профессионалов, архитекторов, ландшафтных дизайнеров, политиков, технологов при мэриях, предпринимателей и многих других. Фестиваль имел успех практически сразу, он стал местом семейных прогулок и неожиданных открытий.
-- Наверное, было трудно начинать... Как отнеслись чиновники и профессионалы к этому проекту?
-- Поначалу профессионалы ландшафтного дизайна отнеслись к фестивалю очень прохладно. Сады, которые они делают, вписаны в историю и создаются на длительное время. Профессионалы недоумевали и говорили: "Эфемерные сады временные!!! Это что-то немыслимое!". Однако уже через несколько лет, практически все известные французские пейзажисты имели опыт участия в Фестивале, где делали свои эфемерные сады, которые для многих стали новой отправной точкой в их карьере.
Фестиваль был неохотно принят и местными жителями Шомон сюр Луар - тихой деревушки, нетронутой большим потоком туристов. Был страх, что этот проект нарушит привычный образ жизни и создаст слишком много суеты. Но со временем мэрия и местные жители Фестиваль очень полюбили.
Международный фестиваль Садов ежегодно приветствует в замке Шомон-сюр-Луар около 150 000 посетителей. Этот Фестиваль приглашает вас открыть для себя сады завтрашнего дня, представляя увлекательные и изобретательные проекты по благоустройству небольших территорий. Посещение Фестиваля становится для многих садоводов неисчерпаемым источником вдохновения.
-- Как Вы думаете, нужны ли фестивали такого рода народу? Любителям садов? Или это возможность проявить себя и расширить творческий потенциал только для специалистов? Кто основные посетители фестиваля – любители или профессионалы?
- Могу сказать что тема сада (парка, или даже пейзажа) – это универсальная тема. Объединяя и умиротворяя, она собирает вокруг себя и простую публику и специалистов. Это и праздник, и гармония, и душевность... Сад создает социальную связь, ощущение хорошего самочувствия и лучшего качества жизни. Поэтому необходимо увеличивать количество садов и парков, повышать их качество.
Международный фестиваль Садов Шомон сюр Луар стал настоящим учреждением культуры, науки, профессии. В мире проходит множество таких фестивалей, как во Франции - Фестиваль двух рек между Страсбургом и Кельном в Германии, Метис в Квебеке и Бразилии и другие... и все они показывают растущую потребность демонстрировать свои способности и таланты и передавать это удовольствие другим людям.
Такие культурные мероприятия имеют огромное значение и для экономического развития стран, регионов, городов.
Рената Яковлева, Ирина Гарнье,
специально для GARDENER.ru