• Версия для печати
  •               Просмотров 50291 Добавить в избраное

Выставка цветочного и ландшафтного дизайна в Челси

"CHELSEA FLOWER SHOW - 2013"

21.05.2013 - 25.05.2013

100-летний юбилей отметила 21-25 мая 2013 г. знаменитая на весь мир цветочная выставка Chelsea Flower Show, которая традиционно состоялась в Лондоне на территории Королевского Госпиталя в Челси.

 

В 1912 году Сэр Гарри Вейтч (Sir Harry Veitch), известный питомниковод и первый садовник, которому было присвоено рыцарское звание, организовал Весеннее Шоу - мероприятие, ставшее вскоре столь успешным, что Королевское Садовое Общество решило сделать его главным событием в мире садоводства и проводить ежегодно.

 

Спустя столетие знаменитая на весь мир выставка цветочного и ландшафтного дизайна Chelsea Flower Show собрала более 160 000 посетителей. Телетрансляции с выставки 2013 года велись по всему миру, от США до Японии. По случаю столетия Шоу, был устроен гала прием, где за бокалом шампанского важные персоны обсуждали свои насущные дела, а в библиотеке Линдли Королевского Общества Садоводов (RHS Lindley Library) прошел большой оперный концерт. Здесь же разместилась выставка архивных фотографий, на которых запечатлены многие вехи истории Chelsea Flower Show.

 

Свидетели того, как всё когда-то начиналось – 3 компании, которые и в 2013 году снова поддерживают выставку своим участием. Это известные питомники: McBean’s Orchids (орхидеи), Blackmore&Langdon (дельфиниумы) и Kelways (пионы и ирисы). Ветеран Челси и спонсор выставки 2013 года – компания M&G, которая в этом году представила сад Роджера Платтса (Roger Platts) – своеобразную эволюцию ландшафтного дизайна Челси последнего столетия.

 

Перед глазами посетителей Челси предстают поистине совершенные сады, где всё выверено до мелочей, где с безграничной заботой следят за каждым цветком, который все дни работы выставки должен выглядеть так, как будто он только что распустился. А за кулисами – недели изнурительных организационных и строительных работ, когда приходится работать сверхурочно, чтобы к моменту открытия Chelsea Flower Show всё выглядело идеально и безупречно. И слезы счастья на глазах крепких мужчин после объявления списков победителей...

 

Многие садовые мероприятия не выдержали проверку временем и сошли со сцены, но 100-летний День Рождения Челси – это настоящий праздник для увлеченных садоводов и дизайнеров. Конечно, не обошлось в юбилей выставки и без доброй традиции – посещения Chelsea Flower Show Королевой Великобритании за день до официального открытия. Из года в год участники выставки с трепетом и надеждой ждут того момента, когда Ее Величество будет проходить мимо созданного ими сада. В этом году удача была и на стороне одного из членов королевской семьи Принца Гарри, сад которого его бабушка, конечно, не могла оставить без внимания. Сад Sentebale Forget-Me-Not Garden, созданный Джинни Блом (Jinny Blom), о работе над которым мы уже писали перед выставкой, отражает деятельность Благотворительного Фонда Принца Гарри в поддержке детей африканского королевства Лесото, одной из беднейших стран в мире. Этот проект получил широкую огласку и добавил престижа всему мероприятию в целом – как это было и в  2002 году, когда свой "Целебный сад" вместе с Джинни Блом представлял на выставке Принц Чарльз. Один из главных элементов сада Sentebale - круглая площадка с вырезанными на ней сердцами и короной в память о Принцессе Уэльской Диане - "принцессе сердец".

 

В этом году на выставке были представлены компании и сады со всего мира. В главной номинации выставки - Шоу-сады (Show Gardens) - лучшим был признан Австралийский сад Trailfinders, созданный 38-летним дизайнером Филлипом Джонстоном (Phillip Johnston) для питомника Fleming’s. Впервые за девять лет присутствия на Челси австралийская команда удостоилась столь высокой награды. Оно и неудивительно, ведь реализацией идей дизайнера в течение целых шести недель занималась профессиональная команда под руководством Уэса Флеминга (Wes Fleming) – директора питомника Fleming’s, состоящая из восемнадцати специалистов. Джонстон создал ландшафт, который способен смягчить и примирить такие природные явления как засуха и наводнение, управлять водной стихией в борьбе с пожарами и штормами, обеспечивать условия для жизни дикой природы и человека. Это своеобразная "био-мимикрия" (внешнее сходство незащищенного организма одного вида с защищенным организмом другого вида) – воспроизводство естественных процессов для решения проблем человечества. "Мы должны вернуть мать-природу в урбанизированную среду", - говорит Филлип, - "освободить и излечить наши города. Это великая честь для меня представлять Австралию на знаменитом цветочном шоу". Челси было его мечтой со времен студенчества. На выставке сбылась и еще одна мечта дизайнера – Королева посетила сад, чтобы лучше его разглядеть. Она, однако, не рискнула зайти в экзотическую студию из стекла и проржавевшей стали в виде цветка Телопеи усеченной - цветущего кустарника, растущего в восточной Австралии. "Мы спроектировали и установили цветок так, что если Вы стоите в его центре, расположение лепестков позволяет беспрепятственно обозревать весь сад целиком", - говорит Филлип.

 

Этот проект, как и в случае, с Принцем Гарри имеет личностный аспект. Цветок Телопеи Филлип выбрал именно потому, что когда-то отец дизайнера дарил его маме на помолвку. А внутри "бутона" на мольберте установлена незаконченная картина его отца...

 

В этом году на Челси было представлено много разных стилей, но именно австралийский сад вызвал настоящую бурю эмоций. Как сказал Эндрю Вилсон (Andrew Wilson), один из членов жюри Челси: "Дизайн взрывается калейдоскопом идей и будоражит чувства. У него невероятно "важный" и стильный вид. Я лично с удовольствием провел бы целый день в этой арт-студии, наблюдая за выставочным процессом свысока".

"Это самодостаточный проект на солнечных батареях, очищающий воду", - отметил другой член жюри, Эндрю Фишер-Томлин (Andrew Fisher-Tomlin). "Мне нравится масштабность идеи и ее монументальность".

Хорошо знакомый российской аудитории Джеймс Александр-Синклер (James Alexander-Sinclair) также предрекал победу этому саду и был рад, что оказался прав в своих предположениях.

 

Дизайнер Том Хоблин (Tom Hoblyn) на время работы Chelsea Flower Show отложил все свои "садовые дела", чтобы посмотреть на работы коллег по цеху. Ему понравился сад Криса Бердшоу (Chris Beardshaw) The Arthritist Research UK Garden с красивыми скульптурами, симметрией и смелым выбором растений. Казалось, что заявленное в проекте сочетание оранжевого, розового и голубого не сработает, но оно оказалось невероятно волнительным и притягательным.

За неординарность и креативный подход Хоблин также выделил сад Джинни Блом (Jinny Blom) Sentebale Forget-Me-Not Garden,  в дизайне которого есть элементы ландшафта африканской страны Лесото, рисунок национального орнамента ее жителей и необычные комбинации растений.

Сад Адама Фроста (Adam Frost) The Homebase Garden Том назвал настоящим садом для жизни. Это явление достаточно редкое для Chelsea Flower Show - мастерски сделанный и выверенный до мелочей роскошный декоративный сад-огород.

Но, по признанию Тома, больше всего ему хотелось увидеть сад Кристофера Бредли-Хоула (Christopher Bradley-Hole) The Telegraph Garden, который пропустил 8 выставочных лет, но решил снова принять участие на Chelsea Flower Show в год юбилея выставки. И Том не был разочарован, т.к. увидел совершенную смесь английского ландшафта, японского дизайна и современного искусства, которая поначалу кажется слишком простой, пока внимание не захватывают едва уловимые нюансы. Для Тома осталось полнейшей загадкой, почему этот сад не стал лучшим в категории Шоу-садов. 

 

Известный британский садовый журналист и писатель Анна Певорд (Anna Pavord) также считает этот сад наиболее достойным победы: "Это седьмой сад Кристофера на Челси, все они элегантны, полны умиротворения и… совершенны. В них есть всё, что нужно человеку: отдых, уединение, запахи, звуки воды и тактильные ощущения. Его сады всегда стильные, превосходно исполненные и очень дорогие. Глядя на этот сад, конечно же, вспоминается дебют Кристофера на Челси 1997 года, который совершенно нереально повторить. Он стал поворотной вехой в истории Челси и британского дизайна в целом".

 

Сад Кристофера Бредли-Хоула на Челси 2013 также во многом революционен, ведь дизайнеру удалось  примирить английский ландшафт с принципами японского дизайна. "У меня прекрасное ощущение того, что наконец-то я завершил сад. Я достиг того, к чему стремился. Дошел до высшей точки умиротворения. Если честно, я не думаю, что мог бы сделать лучше", - так охарактеризовал свою работу сам дизайнер.

 

Сад Бредли-Хоула высоко оценили Энди Стеджен (Andy Sturgeon) и Том Стюарт-Смит (Tom Stuart-Smith), назвавший его "совершенно прекрасным и фантастическим местом для медитации".

 

Учитывая такую высокую оценку коллег-дизайнеров, не кажется странным, что Кристофер Бредли-Хоул имел некоторые основательные претензии к работе жюри. Он был не согласен с распределением мест и предложил рассмотреть возможность включения в состав жюри представителей других профессий, больше международных судей и представительниц прекрасного пола, а также действительно профессионалов в области ландшафтного дизайна. Он считает, что соревноваться за право получения награды за лучший сад Челси "Best in Show" должны все без исключения сады, а не только те, которые попали на Главную Аллею. Возможно, Королевское Общество и обратит внимание на прозвучавшие претензии, но оно, как известно, живет по своим собственным законам.

 

Дизайнеры Джон Брукс (John Brookes) и Энн-Мари Пауэлл (Ann-Marie Powell) отдали свои предпочтения саду Роберта Майерса (Robert Myers) The Brewin Dolphin Garden, в котором рисунку на бетонных стенах вторят стриженые формы самшитов в рамке из сплетенных стволов кленов.

 

Что касается других выставочных номинаций, так называемых "малых садов", то и здесь дизайнеры не разочаровали посетителей выставки. Японский сад Альков (Tokonoma) дизайнера Kazuyuki Ishihara, с беседкой в традиционной японской комнате "татами", украшенной резьбой, манускриптами и цветами, был удостоен главного приза в номинации "Природные сады" (Artisan Gardens).

 

Лучшим в номинации "Новаторские сады" (Fresh Gardens) стал сад "После пожара", который демонстрирует невероятную способность природы к восстановлению и красоту, скрытую в уничтоженных огнем ландшафтах. Создатели этого сада – Scape Design в сотрудничестве с Cancer Research UK.

 

Но, конечно, самое важное для дизайнеров Челси – это Приз Зрительских Симпатий, выбор многих тысяч британцев. В этом году эту престижную награду получил Крис Бердшоу (Chris Beardshaw), автор сада The Arthritist Research UK Garden, спонсором которого выступил Исследовательский институт диагностики и лечения артрита. В свой сад Крис вложил частичку себя, потому что он и сам когда-то прошел путь, который предстоит пройти каждому человеку, столкнувшемуся с этой болезнью, прежде чем он научится с этим жить. Его бесспорный талант и широта души помогли растопить тысячи сердец.

 

Ну а теперь, по традиции, представляем ВСЕ САДЫ "CHELSEA FLOWER SHOW - 2013"